Любые стратегии, чему бы они ни были посвящены, как правило, лишены главного: достойной визуализации - такой, чтобы человек мог разобраться в происходящем, исходя из увиденных на экране объектов, а не копаясь в длинных списках, таблицах и витиеватых меню. На домашних платформах это имеет ключевое значение, потому что, развалившись на диване с геймпадом в руках, меньше всего ожидаешь увидеть набор из ничего не сообщающих чисел. Важно, чтобы было интересно играть, но еще важнее, чтобы было понятно, что происходит на экране и как этим управлять. Zoo Tycoon в этом плане - стратегия прекрасная. Правда, не совсем обычная.
Главная задача в игре - стать владельцем самого крутого виртуального зоопарка. Речь идет не столько об экономических показателях - он тут только один и исчисляется прибылью - сколько о популярности у посетителей и, самое главное, визуальном великолепии. Хотя в игре предусмотрен режим наблюдения за происходящим сверху, как во всех классических "тайкунах", игроку настойчиво предлагают принарядить своего персонажа-аватара и прогуляться по зоопарку самостоятельно. В этом весь Zoo Tycoon: что бы игрок ни строил, как бы ни украшал зоопарк, все это делается не ради утоления амбиций магната, но для того, чтобы было самому приятно здесь гулять, кормить животных с руки, смотреть, как радуются посетители новым зверям и как весело они проводят время.
Нельзя сказать, что строительство и экономика окончательно выключены из игрового процесса, но это предельно ненавязчивые и простые процессы, требующие минимум заботы. В этом плане игра вообще не очень-то разнообразна, и отсутствие вариативности сказывается - отгрохав один огромный зоопарк своей мечты, создавать второй уже как-то не хочется; он может отличаться планировкой и мелкими деталями, но в остальном останется практически полностью идентичным созданному ранее. Одиночная игра разбита на пятнадцать сценариев с сиюминутными задачами - помыть слонов, покормить их, прокачать популярность - и не содержит острого челленджа; скорее это проверка самостоятельности и закрепление пройденного в максимально понятном обучающем режиме. Если строить зоопарк в режиме свободного (то есть неограниченного) финансирования, строгих ограничений и гайдлайнов нет.
Сначала строятся маленькие участки с животными, разумеется, попарно - даже если оставить животное развлекать посетителей в гордом одиночестве, оно очень быстро захочет социализации и развлечений. Затем выстраиваются декорации, места общего пользования - туалеты, забегаловки, развлечения для детей, вроде человека в костюме тигра, раздающего воздушные шарики, - затем приходит время центров разведения, ну и после - найма персонала. Далее можно модернизировать все, что имеется, расставлять специальные лотки для кормления, мытья и развлечения животных, чтобы не делать все самостоятельно (хотя их все равно надо время от времени заполнять, да и убирать за животными нужно самому). Наконец, можно менять какие-то совсем мелкие детали, переставлять участки со зверями как угодно (просто подняв площадку в воздух и переставив ее в другое место).
Чем сильнее разрастается зоопарк, тем больше внимания требуется от игрока - и это в конечном счете сводит с ума. Хотя в Zoo Tycoon есть оповещения, а многие действия можно выполнять, отдавая голосовые команды, голова все равно идет кругом - тем скучно, эти не кормлены, отток посетителей, нанятые сотрудники халтурят, у львов родился львенок, что делать и куда бежать. Когда начинается суета, наслаждаться медитативными функциями зоопарка, которые игра навязывала изначально, становится сложно; и самое обидное, что до конца автоматизировать все процессы нельзя - внимание игрока требуется довольно часто.
Вопрос, который наверняка волнует всех, до официального запуска Xbox One в России (или хотя бы до того момента, пока у нас не появится редакционная консоль с копией игры) останется без ответа - мы не видели "старшую" версию Zoo Tycoon и не знаем, действительно ли существенны отличия (кроме графических) от версии для Xbox 360. На Xbox 360 все работает как часы, но смотрится, мягко говоря, не очень-то привлекательно. Некоторые животные (пушистые) - милы, другие (носороги и слоны, к примеру) выглядят в местных декорациях странно, словно взяты из другой игры. Для Zoo Tycoon, построенном на взаимодействии с животными - назовем это "мими-фактор" - это имеет едва ли не ключевое значение. В остальном же это действительно хороший способ познакомиться с жанром "тайкунов" на домашних консолях.