Какой бы формы он ни был — груши, песочных часов, спаржи, бочки — женский силуэт не прекращает изменяться в течение многих тысячелетий по воле моды и особенно статуса, который занимает женщина в данную эпоху.
Египтянки начинают прибегать к косметическим средствам ещё в 2500 году до нашей эры, в то время как критские дамы носят нижнее бельё, немного напоминающее корсет. Последний будет иметь своё цветущее господство на протяжении шести веков, сжимая женскую талию согласно выдвинутой фантазии. Короче говоря, в поиске идеальной красоты нет ничего нового в требованиях женского народа, если бросить быстрый взгляд назад.
Античность
С античных времён врачи имеют тенденцию рассматривать женщин как «неполноценный» пол, потому что они не обладают ни одним собственным органом, а лишь бледной копией. В своём трактате «О женских болезнях» Гиппократ, знаменитый греческий практикующий врач, описывает женское тело как сделанное «из менее плотной и более мягкой плоти, чем у мужчины».
Вечный ребёнок, женщина должна будет находиться под защитой на протяжении всей своей жизни и не сможет осуществить свою свободную волю. В XVIII веке медицинские речи изменятся, но предубеждения останутся. Тогда речь зайдёт о чётком проведении различий между мужским и женским полами. Например, анатомы рассматривают женский череп как меньший по размеру, чем её таз. Следовательно, они видят женщину только под углом материнства.
Красотки Рубенса
Действительно, этот идеал пышной женщины, способной производить на свет многочисленную детвору, с XVI века вывешивается на стенах замков и дворцов. Картины великих мастеров играют в то время большую роль рекламных панно. Фламандский художник Рубенс вводит в моду красоту, зачастую тучную с нашей точки зрения. Возможно, чтобы подчеркнуть богатство Нидерландов после 50 лет гражданских и религиозных войн.
К 1780 году, во время революционного периода во Франции, гражданки на баррикадах носили только маленький корсет, скрывавшийся под их рубашкой.
В богатой и мощной Италии, согласно канонам моды в ту эпоху, у идеальной женщины бёдра должны быть шире. Чтобы уметь придерживаться этой моды, женщины должны носить настоящий каркас, то есть корсет.
Корсет — это искусство
К 1830 году юбки снова становятся шире, к ним присоединяется кринолин и поддельный зад. Приобретается талия осы благодаря жестоко зашнурованным корсетам.
Описание этих корсетов, изготовленных из стёганой ткани, дерева, латуни, железа, серебра, согласно эпохе и финансовым средствам их владелиц, заставляет иногда вздрагивать. Благодаря фижмам — юбке, сжимающей талию, заставляющей выпрыгивать грудь, которая вот-вот выпадет из блузки и служащей для визуального увеличения бёдер, — создавалось впечатление, что тело заключено в настоящую тюрьму.
Мода того времени хорошенько насмехается над повторяющимися обмороками благородных дам, на протяжении столетий делая акцент на пухлых бёдрах и пышной груди. Они — триумфальный признак материнства.
Существует некоторая связь между модой на одежду и уровнем самостоятельности женщины. В истории Запада были редкие периоды, когда идеал красоты преданно соответствовал естественным пропорциям женского тела. Создаётся впечатление, что эта мода идёт вровень с активностью участия женщин в сексуальной и общественно-политической жизни.
Приход худобы
В 1917 году американская военная промышленность обращается к американкам с призывом отказаться от покупки корсетов на стальной основе, чтобы сэкономить металл. Таким образом, будут сэкономлены 28 000 тонн стали, которой хватит, чтобы построить два военных корабля.
Придётся дождаться наступления Первой мировой войны, чтобы нормы изображения женского тела потерпели радикальные перемены за счёт отказа от корсета. Использование этой тяжёлой конструкции больше не подходит женщинам, которым нужно заменять мужчин на заводе или полях.
Эти изменения имеют немедленные последствия в создании одежды. Историк моды Катрин Орман рассказывает, что силуэт женщин становится трубчатым и что высокая мода навязывает линию бочки в 1916 году, которая скрывает округлости. Потихоньку модельеры раскрывают ранее не показываемые части тела: лодыжки — в 1916 году и даже икры — в 1918.
Мода и нравы
Индустриализация, приход первых женских журналов, появление кинодив — эти явления способствуют установлению новой эстетической нормы. Отныне нужно быть худым и не быть упакованным во множество одежд. Да здравствуют лёгкие продукты питания (овощи, фрукты, рыба), которые имеют мало калорий и дорого стоят. Также является важным располагать необходимыми средствами, чтобы заниматься физическими упражнениями. В результате в XX веке худоба — роскошь, которая символизирует социальный престиж.
Если в XVIII веке врачи только предлагают есть поменьше, то в XX-XXI веках пищевой диктат постепенно становится нормой. В ту же эпоху женщины регулярно консультируются со своим гинекологом. Отказ от корсета играет важную роль в достижении этой идеальной худобы. Женщины действительно пробуют изменять своё тело изнутри, подчёркивать формы с помощью одежды. Тем более что предпочтения модельеров и дизайнеров необязательно соотносятся с округлостями.
От Мэрилин Монро до Памелы Андерсон
Продолжение более близко, более известно. Женщины возвращаются к выдающейся груди, как у Мэрилин Монро, зачастую облачаясь в бюстгальтеры и корсеты, чтобы подчеркнуть талию.
В 70-е годы расцветает движение хиппи, которые видят женщину, освобождённую от чего-либо лишнего, в том числе от бюстгальтера. Ну а затем, добро пожаловать в III тысячелетие, где талия размера S пользуется большим уважением.
Спортивная и худощавая женщина вооружается грудью и шикарными бёдрами. Это идеал, который очень трудно достичь, даже при наличии самого сильного спортивного желания, что открывает двери пластической хирургии.
Некогда женщины носили корсет, сегодня они подвергаются операциям.
После ботокса, липосакции, установки имплантатов, можно ли представить, чему ещё будут подвергаться женщины, чтобы соответствовать критериям красоты, установленным индустрией?