Расширение географии перевозок, гибкость и интеграция — ключевые, однако не единственные факторы развития глобальной логистики. Растет и роль таких факторов, как расходы на топливо, законодательные нормы по сохранению окружающей среды и корпоративная социальная ответственность (CSR).
Транснациональные логистические корпорации поистине огромны. Например, компания Deutsche Post DHL насчитывает более 470 000 сотрудников, что в 3,6 раза больше, чем штат известного производителя товаров широкого потребления Procter & Gamble, которому принадлежат такие бренды, как Ariel, Duracell и Gillette.
На протяжении последних нескольких лет логистический бизнес стремительно развивается, поскольку компании-производители глобализировали свою деятельность и передали собственную логистику на аутсорсинг.
Доставка товара «от двери до двери» без задержек по всему миру требует очень гибкой сети, которая включает все виды транспорта: самолеты, железнодорожные поезда, автомобили и морские суда. Именно по такому принципу работают глобальные логистические компании. Наращивание объемов перевозок позволяет расширить масштаб, при котором перевозки становятся более экономичными и рентабельными.
С наращиванием объемов международной торговли увеличились и объемы грузовых перевозок, при которых товары на пути от производителя к конечному потребителю хранятся на центральных промежуточных складах. Еще одним средством уменьшения себестоимости перевозок стала стандартизация, например, применение однотипных контейнерных кузовов для перевозки товаров.
Это дополнительные причины, лежащие в основе роста глобальной логистики, которой присущи большие объемы и низкая рентабельность.
Если взглянуть на высокотехнологичные продукты, например, мобильные телефоны, то цена перевозок составляет лишь незначительную часть их стоимости. Как правило, гораздо более высокие ставки установлены на перевозку насыпных товаров, таких как древесина или руда.
Повышается роль автомобильного транспорта, отчасти потому, что развивающиеся рынки, например Китай и Африка, требуют все большего количества транспортных средств.
Перевозка грузовиками происходит более гибко и быстро по сравнению с другими видами транспорта. Строительство дорог обходится дешевле, чем строительство железнодорожного полотна.
Еще одной характерной чертой развития индустрии новой логистики является увеличение потребности в перевозках различными видами транспорта. Это означает, что комбинация терминалов и «сухих портов» становится достаточно распространенным явлением. Они служат центральными распределительными узлами, объединяющими морской транспорт с автомобильным или железнодорожным. Как правило, располагаются они далеко от портов, где стоимость земли и цены на хранение товаров намного ниже.
Большой потенциал лежит в дальнейшей разработке технологий, направленных на оптимизацию перевозок товаров. Речь идет о «умных технологиях», в которых применяются RFID (радиочастотная идентификация) и телекоммуникации для отслеживания маршрута. Совместно с IT-системами поддержки эти технологии также позволяют гораздо лучше планировать маршруты. Постоянно возрастает роль таких факторов, как затраты на топливо, законодательные нормы по сохранению окружающей среды и корпоративная социальная ответственность.
Никто не хочет переплачивать, и преимущество будет у тех, чьи транспортные средства потребляют меньше топлива, оказывают меньшее влияние на окружающую среду и предлагают комфортные условия труда для водителей. Перевозчики говорят, что они не заработают на соответствии экологическим требованиям, но благодаря этому им удается подписывать долгосрочные контракты на перевозку, что позволяет инвестировать в новые транспортные средства.
Чтобы оставаться конкурентоспособными, перевозчики должны пристально следить за технологией грузовиков, уровнем потребления топлива, заработной платой водителей, рабочей средой и затратами на обслуживание. Для производителей транспортных средств это прекрасная возможность расширить свое предложение дополнительными услугами в виде сервисных контрактов, обучения водителей, финансирования, лизинга, страхования и т.д.