Оригинальная Tomb Raider 1996 года переизобрела приключенческий жанр и устроила видеоигровую сексуальную революцию, представив девушку-археолога Лару Крофт, которая моментально стала культовым персонажем. За прошедшие годы сериал уже пережил один перезапуск, но теперь ему необходима новая перезагрузка: за те пять лет, что Лары не было с нами, приключенческие игры изменились до неузнаваемости благодаря серии Uncharted. Сравнений с последней никак не избежать - конечно, Крофт в свое время дала Uncharted тему для размышлений, но именно Naughty Dog задала новый стандарт качества для жанра.
В первую очередь новый Tomb Raider - очень красивая, на пике возможностей современных консолей, кинематографичная игра, где сюжетные ролики часто неразрывно перемежаются геймплеем. Практически в любой момент можно звать к экрану своих друзей и домочадцев и демонстрировать им отличное приключенческое кино. История начата с чистого листа, и молоденькая белоручка Лара на наших глазах проходит крещение огнем - попав после кораблекрушения на таинственный остров, пытается спасти своих друзей и себя, одновременно разгадывая тайну жестокого культа и муштруя в себе будущую охотницу за сокровищами. Дикая плотность событий - буквально за секунды перестрелка с бандитами переходит в падение с водопада и превращается в полет на парашюте сквозь лес - и жесточайшие сцены внезапной гибели героини заставляют вас как никогда переживать за хрупкую студентку.
Но стоит на минуту отвлечься от действия, понимаешь, что сценарий написан весьма посредственно, с напрочь вторичными персонажами, откровенно странными сюжетными поворотами и мотивами самой Лары. История про выживание неопытной девушки на таинственном острове превращается в типичный игровой приключенческий сюжет, где героиня очень быстро перестает жаловаться, берет в руки оружие и идет крошить врагов направо и налево. События выложены настолько плотной мозаикой, что отвлекаться на душевные порывы героев порой просто нет времени - тот случай, когда приключенческий жанр делает ставку исключительно на захватывающие дух моменты, не утруждаясь внятным повествованием.
Поскольку игра претендует на какой-никакой реализм, больше никаких тираннозавров: почти все время приходится сражаться с другими людьми. Численность и изощренность противников увеличивается в геометрической прогрессии по ходу прохождения. Завидев врага, вы автоматически перемещаетесь в скрытный режим и решаете, как действовать - с шашкой наголо или максимально осторожно, перерезая глотки, снимая часовых из лука или устраивая пожары.
Поведение врагов похоже на тот же Uncharted - вам не дадут просидеть весь бой за укрытием, заставляя постоянно перемещаться и вступать в рукопашную. Каждую битву надо планировать очень тщательно, а ближе к концу далеко не каждая стычка будет в принципе даваться с первого раза: убить до 30-40 не самых глупых врагов - дело нетривиальное.
Арсенал невелик: модный нынче лук для незаметной зачистки местности и обязательный набор пистолет-винтовка-дробовик. Больше и не нужно: ближний бой постоянно чередуется с дальним, менять оружие приходится на лету, ни одно без дела не залеживается. К тому же каждое можно усовершенствовать при помощи собранных по дороге запчастей. Примечательно, что в игре практически нет боссов в привычном понимании - редкие представители проходят почти незамеченными в общей массе врагов.
Но не забыта и старая сущность Tomb Raider - с поисками реликвий, решением загадок и расхищением, собственно, гробниц. Остров разделен на участки, и на каждом есть определенное количество секретов и предметов: увидеть их можно на картах сокровищ, находимых в гробницах. Это целая отдельная часть игры, приобщиться к которой проще простого. Попадающиеся загадки решаются за минуты, требуя поровну логики и терпения (в частности, распространены манипуляции с поджиганием предметов), а для ленивых предусмотрен «режим интуиции» - Survival Vision, подсвечивающий нужные объекты.
Еще есть система прокачки, схожая с Far Cry 3, но ужатая раза в три. Каждое убийство, найденный клад и пройденная сюжетная миссия дают очки опыта, которые распределяешь по навыкам выживания, оружейного и военного дела. Самые важные, впрочем - последние, так как позволяют изучать боевые приемы, а вот с выживанием ситуация вышла странная. В начале игры кажется, что это основа основ - Ларе нужно найти лекарства, укрыться от дождя, разжечь огонь, найти пропитание (убив из лука косулю и поплакав над трупиком). Но после этого в охоте, кроме опыта за освежевание туш, смысла нет никакого - видимо, это остатки более раннего видения игры как симулятора выживания.
Быть может, разработчики зря от него отказались: опытному игроку новая Tomb Raider может показаться вторичной, с бестолковым сценарием и дефицитом свежих идей. Но нельзя сказать, что у игры нет собственного лица - напротив, главная героиня, сломавшая собственный стереотип, запоминается надолго. Перезапуск хоть и удался, в следующих частях разработчикам предстоит проделать немалую работу над ошибками. Хочется посоветовать новую главу биографии Лары Крофт всем, кто ценит хорошие приключенческие игры, особенно если у вас нет PS3 и Uncharted прошел мимо. У такой Лары точно есть будущее - особенно на пороге нового поколения консолей.