Skylines - удивительная игра: она увлекает на многие часы даже без сюжетных кампаний, разнообразных сценариев и внятных целей. В этом градостроительном симуляторе нет «случайных» событий, но размеренная жизнь горожан держит в напряжении не хуже урагана, сметающего малоэтажную застройку. Скромная студия Colossal Order посрамила зачахшую, но некогда великую SimCity и сделала лучшего представителя жанра за очень долгое время. Продажи в 500 тысяч копий менее чем за неделю после релиза - отличное тому доказательство.
Формула знакома с давних пор: прокладываем магистрали, вдоль дорог размечаем участки под жилье, магазины, промышленные зоны. Городок бурно развивается, ему требуются пожарные части, поликлиники, школы. Отстраивая квартал за кварталом, мы достигаем промежуточных целей (определенной численности населения, например) и получаем возможность прирезать к своему участку еще четыре квадратных километра. А потом еще. И еще. Через пару часов вы уже и не найдете место, на котором ставили первые домики и заводики: мегаполис на сотни тысяч человек забурлит жизнью, встанет в пробках, загрязнит окружающую среду отходами жизнедеятельности и замрет, любуясь на местное «чудо».
Новинка достаточно проста, дружелюбна и на первый взгляд понятна, но без нюансов не обошлось. Город - живой организм, и у него есть свои запросы. Избыток населения требует рабочих мест, заводы и мастерские не могут сбывать свою продукцию без достаточного количества торговых площадей, индивидуальный предприниматель не способен развить производство без сотрудников высокой квалификации. Реагируя на запросы населения, мы заказываем многоэтажки, окружаем их школами и университетами, возводим неподалеку супермаркеты, а потом выясняется, что много людей с высшим образованием - не такая хорошая идея: на заводы дипломированные специалисты устраиваться не спешат. Да и увеличение числа личных автомобилей в районах с высотками ведет к чудовищным пробкам. Плюс все же есть: по мнению авторов, выпускники вузов меньше мусорят.
Самое обидное, что Skylines не всегда четко дает понять, что именно идет не так. Над индустриальными постройками порой возникают иконки с советами, а удобная система фильтров помогает выявить проблемные участки с точки зрения, допустим, пробок (которые, правда, видны без всяких фильтров). Но если прирост населения резко снизится, информации о том, что пошло не так, вы не найдете нигде.
Хотя правила, естественно, есть. С давних пор обитатели виртуальных городов не любят шум и грязь, начинают возмущаться в случае отсутствия воды или электричества. Перед глазами постоянно маячит местный аналог твиттера: горожане регулярно хвалят в нем мэра и радуются жизни, но обязательно выразят свое неудовольствие, если из крана потечет тухлая вода. Похвальное внимание к некоторым мелочам: забор воды из реки следует организовывать выше точки сброса канализационных стоков. Сделаете наоборот - серьезно разозлите своих горожан. Деталям, однако, не всегда хватает глубины: на карте района видны самые подходящие участки для установки ветряков, но они статичны, поскольку со временем направление и сила ветра не меняются. Огонь не перекидывается на соседние здания. Дым заводских труб тоже декоративен: опасно лишь селиться вплотную к источнику загрязнения.
С другой стороны, Skylines позволяет тонко настраивать жизнь отдельных районов. Город можно разбить на муниципальные образования, в каждом из которых будет действовать свой свод норм и правил. В зоне многоэтажных жилых домов логично организовать бесплатный общественный транспорт: граждане пересядут с личных автомобилей в метро или автобусы и хоть немного упростят обстановку на дорогах. Да и налоговые преференции для отдельных отраслей промышленности очень понравятся местным предпринимателям.
Хотя нам не доверяют организацию производственных цепочек, индустриальные районы могут иметь конкретную специализацию, зависящую от условий карты. Сельское хозяйство, нефтяная промышленность, горное дело… Если бы в Skylines была правдоподобная система распространения загрязнений, то «шахтерские» города были бы намного менее яркими.
А смотреть на плоды своих трудов приятно. Ничего из ряда вон выходящего: конечно, в каждой зоне наблюдается какое-то разнообразие типов строений, но многоэтажки или заводы всегда выглядят примерно одинаково. По улицам бродят люди, по автострадам гоняют дальнобойщики, но если проследить за каким-нибудь конкретным человеком, то выяснится, что его распорядок дня скучен, специфичен и нереалистичен. В крайнем случае подопытный может просто телепортироваться в нужную точку: сама Skylines спокойно выдерживает испытание крупным планом, но вот внимательно наблюдать за десятками тысяч прохожих явно не стоит.
Из действительно впечатляющих вещей можно вспомнить лишь одну - возможность собственноручно затопить город. Если разместить гидроэлектростанцию в неподходящем месте, то река может выйти из берегов и затопить ближайшие микрорайоны. Симпатично, но не слишком зрелищно: Skylines концентрируется исключительно на строительстве, а сюрпризов со стороны стихии ждать не приходится.
В этом, наверное, главный недостаток Skylines. Однажды нащупав правильную схему организации районов, вы едва ли столкнетесь с какими-либо новыми проблемами. Да, особенности выбранной карты вносят свои коррективы, но не более того. Разработчики будто бы испугались наделить свое дитя характером: приветливая и послушная, новинка отлично подойдет тем, кто любит развлекаться самостоятельно. А вот остальным…
Впрочем, авторы очень бережно относятся к поклонникам Skylines: игра открыта для модификаций, а Colossal Order уже готовит бесплатные обновления, расширяющие инструментарий мэрии. Обширная пользовательская база гарантирует появление любопытных модов. Например, пользователь Steam под ником grockefeller воссоздал в Skylines город Лос-Сантос из GTA 5. Не стоит забывать, что издатель игры, компания Paradox Interactive, любит выпускать солидные дополнения. Главное, что от таких обновок почти всегда есть толк. А в Cities: Skylines можно добавить еще очень многое. Но даже в текущем виде это лучший градостроительный симулятор последних лет.