Если в Batman: Arkham Asylum был предложен единственный достойный за долгое время формат видеоигр про Бэтмена, то в Arkham Origins его окончательно опошлили – игра получилась неплохой, но совершенно без новых идей. На угасающей волне успеха приключения Бэтмена также попытались адаптировать тот же формат на портативных PlayStation Vita и Nintendo 3DS, причем в двух измерениях, результатом чего стал платформер Blackgate.
Blackgate прикидывается «метроидванией» – это когда персонаж перемещается только в двух плоскостях, но локации при этом огромные, и между ними можно свободно путешествовать, как в Super Metroid или Castlevania. Процесс исследования тюрьмы Блэкгейт, где отбывают наказание Black Mask, Джокер и Пингвин (а также Женщина-кошка, куда же без нее), другими словами, не линеен. Разработчики лишь иногда накладывают ограничения, заставляя доводить каждое дело до конца. Скажем, раз уж ранил Пингвина и преследуешь его по пятам, то будь так добр – расправься с ним окончательно и уже потом принимайся за Джокера.
Смысл в том, что «старшие» игры про Бэтмена давали игроку свободу и многообразие, наращивая эти два пункта с каждым продолжением. Здесь свобода действия ограничивается невозможностью сделать в игре самые элементарные вещи, и некогда неуловимый защитник справедливости в костюме летучей мыши в итоге напоминает в лучшем случае переодетого моряка Попая.
Хваленая боевая система работает с перебоями (Бэтмен часто промахивается, нанося контрудар) и вообще лишена какой-либо динамики. Перемещения по локациям подразумевают минимум вариантов. Решить любую задачу можно одним верным способом, в остальных случаях вас немедленно расстреляют из автоматов (если огнестрельного оружия нет, начинается драка врукопашную, см. ранее).
Непонятно, для чего разработчики постоянно ломают двухмерное восприятие игры, выбирая идиотские и попросту неудобные ракурсы камеры и заставляя подтягиваться на крюке то вглубь экрана (после чего камера делает эффектный перелет), то «вне» его. Работать с картой при полном непонимании того, где окажется Бэтмен после следующего перелета через пасмурное небо, невозможно.
Режим детектива активируется нажатием на экран, но смысла в нем мало – у главного героя не так много гаджетов в распоряжении, а их применение строго регламентировано. Доходит до абсурдного: если стоять на одном уровне с объектом, то Брюс Уэйн сделает правильные выводы и применит к объекту нужный гаджет; шаг в сторону – и гроза преступности уже не понимает, что от него требуется.
Как «метроидвания» – платформер с богатыми возможностями для исследования мира – Blackgate просто-напросто не работает. Во-первых, здесь до безобразия пустой и унылый мир – а ведь жанр обязывает игрока исследовать каждый уголок! Искать здесь нечего: все секреты и тайники очевидны и попадаются на пути сами по себе. Во-вторых, четко заданную структуру игры можно сломать, хотя она к этому вообще не готова.
Многие процессы в игре заскриптованы, но не продуманы до конца. Если между действиями «А» и «Б» игрок выполнил что-то дополнительно, то дальше он уже может не пройти. К примеру, в начале игры Бэтмен гонится за Пингвином; если не заскочить в лифт в определенный момент, он просто больше не поедет. В игре десятки таких ситуаций, и самая обидная может произойти перед самым финалом. На момент написания рецензии патч выпущен не был, хотя разработчики уверяют, что он будет готов в ближайшее время.
Единственное, что не вызывает никаких вопросов в Blackgate, – это заставки в виде анимированного комикса. Все остальное оставляет в недоумении. Blackgate уместна где-нибудь на iOS, где все указанные просчеты пока воспринимаются с пониманием – может, платформа мобильная, а игра условно-бесплатная, и прочее. В случае с 3DS или Vita от игры про Бэтмена – пусть даже платформера – ожидаешь большего.