Чем занимается ребенок, находящийся в детском садике? Среди основных детских «дел» - прогулки и обучение, развивающие и спортивные занятия, а также сон и приемы пищи. Ну и, конечно, в этом списке не хватает самого, пожалуй, важного - это игры для детей в саду.
Игра для ребенка - это одновременно и отдых, и нагрузка, и развлечение, и полезное дело. Понятно, что игровой процесс имеет исключительную важность, и потому к его организации нужно подходить с особым вниманием.
Во что бы поиграть?
На самом деле в любом детском садике ребенку доступно множество развлечений. В первую очередь это игрушки - конструкторы, куклы, посуда, кубики, игровые наборы и многое другое. И если дома ребенок может не особенно интересоваться теми или иными игрушками, то в детском саду «за компанию» он вполне может увлечься тем, что раньше его не особенно привлекало.
Разумеется, занятиями с игрушками детский досуг не ограничивается. Так, во время прогулок детей ждут целые игровые площадки. Горки и песочницы, качели и спортивные уголки - в каждом детском саду игровая площадка организована по-своему, однако в любом случае ребенка на улице ждет немало возможностей и для спортивных, и для подвижных, и для коллективных, командных игр. Футбол, жмурки, вышибалы, разные эстафеты, конкурсы, викторины - всего не перечислишь!
Однако стоит снова вернуться в «группу», ведь в самом детском саду набор развлечений не ограничивается только игрушками. Многое здесь будет зависеть и от воспитателей, и от родителей, и от самих детей. Пальчиковые игры, подвижные развлечения, развивающие игры и творческие занятия - игры для детей в детском саду могут быть практически любыми, главное, чтобы они были интересными детям и позволяли им проводить время не только весело, но и с пользой.
Особенности игры для детей в саду
Основная особенность - это то, что дети постоянно находятся в коллективе. Это значит, что сам процесс игры нужно постоянно контролировать так, чтобы никто никого не обижал, а игра шла по заданным правилам. Кроме того, важно следить, чтобы все дети были вовлечены в игровой процесс (если ведется коллективная, например, спортивная игра). Впрочем, бывает и так, что дети самостоятельно разбиваются на группки - здесь несколько девочек играет в куклы, там мальчишки катают машинки, а тут ребята устроили игру в прятки.
В подобных случаях важно, чтобы все дети были заняты игрой, никто не «бездельничал» - ребенок, которого не позвали ни в одну из игр, будет чувствовать себя обиженным. Если такое произошло, нужно предложить малышу присоединиться к одной из групп, а также помочь ему сделать это.
Можно выделить несколько правил организации игр в детском саду:
-
правильный выбор игр - не секрет, что кроме «хороших» игр есть и плохие (слишком агрессивные, например), важно не допускать, чтобы дети занимались подобными развлечениями;
-
коллективная игра должна быть интересной для всех участников. Если найти такую игру не удается, можно разделить детей на группы - например, одним предложить игрушки, а другим настольные игры;
-
игры должны подбираться с учетом возраста детей, их интересов так, чтобы развлечения позволяли детям не только весело провести время, но и получить новые навыки, знания, научиться работать и решать различные задачи в коллективе.
В заключение стоит отметить, что именно игры для детей в саду оказываются особенно полезными с точки зрения развития. Во-первых, нередко здесь присутствует соревновательный элемент: занимаясь творческими играми, участвуя в подвижных развлечениях или спортивных играх, дети стараются показать наилучшие результаты, стать первыми, самыми лучшими. То же самое происходит и в случае с познавательными играми: викторины, работа с обучающими и развивающими материалами становятся для малышей возможностью не просто узнать что-то новое, но и проявить себя.
В то же время взрослым, организующим детские игры в саду, важно учитывать темперамент, особенности характера каждого ребенка так, чтобы все дети чувствовали себя комфортно и с интересом проводили время. Также важно и участие родителей в жизни детского сада: со своей стороны они могут стимулировать интерес ребенка к творческим или развивающим занятиям, отмечая успехи ребенка, хваля его или просто расспрашивая малыша о прошедшем в детском саду дне.