С футбольными симуляторами на портативных платформах складывается некрасивая история: PES там больше не выходит, в FIFA уже пару лет ничего не меняется, кроме футболок и составов команд. Во избежание разочарований можно опробовать альтернативу в лице сериала Inazuma Eleven. Правда, тут тоже есть свои нюансы.
Буквально в прошлом году благодаря режиму Connected Careers симулятор американского футбола Madden 13 прозвали «первой спортивной ролевой игрой». Это не более чем рекламный ход: на самом деле как минимум в 2011 году японская студия Level-5 сделала ролевую игру про футбол, но про европейский, что нам только на руку. Как уже говорилось, игра с нюансами: речь идет не о футбольном симуляторе с элементами RPG, а jRPG про профессиональных футболистов в выдуманном мире игры. Футбол тоже будет, но своеобразный.
Bomb Blast и Lightning Bolt - две игры, составляющие третий выпуск Inazuma Eleven. Так же как и в сериале Pokemon, две игры отличаются составом ключевых героев - в нашем случае не покемонов, а футболистов - и незначительными сюжетными ходами. Другими словами, для незнакомого с предметом человека проблема выбора отсутствует. В Японии игра вышла еще в 2010 году на DS и в трех, а не в двух версиях. В европейском переиздании, кроме перевода, слегка обновили графику, местами добавили озвучку и анимационные заставки.
Не стоит беспокоиться, что перед вами уже третья часть, а первые игры вы никогда не держали в руках (кстати, IE3 продается только в «цифре»). Во вступлении нам всем своим видом дают понять, что происходят важнейшие с точки зрения сериала события, и челюсти персонажей отвисают так широко, что вопросы излишни. Сборная Японии едет на чемпионат мира, где ее ждут англичане и итальянцы. Для поездки из 22 дарований в итоге выбирают 16; надо понимать, что местный спорт, как и в знаменитой ленте «Убойный футбол», подразумевает постоянное использование нечеловеческих способностей вроде дриблинга со скоростью света или телепортации за спину либеро. Еще одно чудо: в местном футболе женщины решают вопросы наравне с мужчинами - как на поле, так и на тренерском поприще. В какой-то момент менеджером сборной Японии становится женщина; герои в очередной раз открывают от удивления рты, но по-доброму, конечно.
Сравнение с «Покемонами» касается не только истории с парным релизом. По сути, здесь действует тот же принцип JRPG. Мы путешествуем, общаемся с другими персонажами, собираем предметы и, самое главное, играем со случайными или назначенными по сюжету соперниками. Как и покемоны, футболисты развиваются и имеют свои спец-приемы, а кроме позиции на поле также привязаны к определенной стихии - грубо говоря, камень-ножницы-бумага.
Самая интересная и самая спорная часть игры - именно футбольные матчи. Ни о каком симуляторе или даже аркаде речи не идет, но и характерным для JRPG пошаговым боем дело не ограничивается. Футболистами нужно управлять с помощью стилуса, рисуя на нижнем экране траектории их движения и раздавая передачи. Пересечение на поле с другим игроком провоцирует мини-дуэль, где можно выбрать два варианта: например, если вы защитник, можно сделать подкат или сыграть в плечо. Третий вариант - если есть силы, использовать специальный прием, срабатывающий в большинстве случаев, но и не без исключений.
Приемы и прокачка работают по стандартному принципу RPG - игроков также можно экипировать (волшебные бутсы для усиления удара) и восстанавливать им силы (например, молоком). Матчи бывают двух видов - «уличные», 3x3, когда играешь с кем попало и по разным правилам, или официальные игры, 11x11. Как и в жизни, улицы учат многому - тут можно не просто прокачивать игроков, но и учиться играть. Порой условия матча заставляют попотеть: кому-то нужно просто забить гол, а у кого-то просто отнять и удерживать мяч, и это задача не из легких. Матч 3x3 можно выиграть (или проиграть) одной удачной комбинацией, даже не используя спец-приемы; большие игры даются намного тяжелее.
Магия нередко встречает эффективное противодействие, что заставляет задуматься над расстановкой футболистов - игра не зря предлагает поменять ее в любой удобный момент. Так или иначе, чтобы выигрывать большие матчи, нужно хоть сколько-нибудь вникнуть в ролевую систему; манипуляции стилусом здесь помогают только в редких перебежках по полю, в остальном путь команды к воротам зависит от грамотной расстановки. К управлению на большом поле привыкаешь с трудом: кроме прочего, нужно успевать двигать камеру над полем, высматривая своих игроков.
Прохождение Inazuma Eleven 3 в среднем занимает примерно 20 часов, но надо понимать, что до конца доберется не каждый: это все-таки настоящая японская ролевая игра со свойственной ей долей однообразия. Для кого-то оригинально обставленные здесь футбольные матчи рано или поздно окончательно обернутся монотонными пошаговыми сражениями с повторяющимися (а как иначе?) анимационными заставками, что вообще мало напоминает футбол, а играть через силу, ради сюжета или прокачки героев - у всех ли есть такая мотивация? С другой стороны, это самый оригинальный взгляд на футбол в современных видеоиграх и не менее оригинальный способ приобщиться к японским RPG, особенно если истории про карманных монстров по каким-то причинам совсем вас не привлекают.