Ред была самой популярной певицей Клаудбенка до того вечера, как ее попытались убить. Попытка не удалась, и она осталась жива, но потеряла две самые важные вещи в своей жизни: друга и голос. Взамен она получила говорящий меч Транзистор, которым ее пытались убить, и знание о том, что город Клаудбенк постепенно исчезает.
Transistor — второй проект студии Supergiant Games, который во многом похож на их первую работу, Bastion. Обе игры посвящены концу света, только в Bastion он уже произошел, а в Transistor разворачивается в режиме реального времени. В обеих играх молчаливые герои блуждают по опустевшим улицам городов и убивают все, что попадается на их пути, а рассказчик комментирует каждый шаг.
Но на этом сходство заканчивается. Transistor не повторяет идеи из первой части, а развивает их — и в геймплее, и в сюжете. Но больше всего в двух играх различаются бои. В первом проекте Supergiant Games битвы были сделаны по образу и подобию Diablo, и там все было предельно просто: иди вперед, стреляй/руби все, что попадется, иногда пей зелья. В Transistor такой подход не сработает. Враги — механические существа, известные как Процесс, — намного сильнее Ред, и при лобовом столкновении у нее практически нет шансов. Поэтому бои тут проходят в псевдопошаговом режиме.
[Продолжение статьи и остальные задачи следуют в следующем сообщении из-за ограничений длины]
Когда меч Ред в бою накапливает достаточно энергии (на это нужно несколько секунд), героиня может перейти в особый режим, в котором время останавливается. После его активации Ред перемещается по полю, выбирает соперников и способности, которые будет применять. Каждое действие стоит очков энергии. После своего хода героине нужно ждать, когда меч восстановится, и в этот период она полностью беззащитна. Во время перезарядки Ред спасают только быстрые ноги и стены, за которыми она прячется.
В битвах Ред использует больше десятка навыков, и каждый из них — это перешедшая в ее меч душа одного из обитателей Клаудбенка. В мече-Транзисторе поселяются все люди, которых она встречает по дороге к истине, и каждый позволяет ей использовать свое умение и рассказывает о происходящем.
Информации о том, что происходит в Клаудбенке, в игре очень мало. Ред читает новости на терминалах в городе, которые от уровня к уровню становятся все более печальными, пока не заканчиваются вовсе. Но узнать из них, что происходит на самом деле, невозможно. Transistor не подается в качестве линейной истории, которая понятна с первого раза. Намеки и обрывки информации рассыпаны по всей игре, но основная — и самая важная их часть — содержится в файлах тех людей, которые переселяются в меч. Но и они открываются не сразу. Для того чтобы узнать подробности о жизни и смерти каждого персонажа, Ред нужно использовать связанный с ним навык в разных качествах — непосредственно в бою, как пассивное умение или как бонус к какому-то из активных. Благодаря этому калейдоскопу сражения в Transistor не похожи друг на друга: героине приходится постоянно осваивать и применять новые комбинации. Выбрать один любимый набор ударов и пользоваться им можно, но делать этого не стоит. Каждый кусок информации важен для сюжета, и без него странная история Transistor станет совсем непонятной.
И атмосфера, и сюжет новой игры Supergiant Games похожи на сон. На «Матрицу» в стиле ар-нуво, которую написал Льюис Кэрролл во время наркотического трипа, идущего по нарастающей. Игра начинается с вполне конкретной истории о том, как злодеи пытались убить певицу, но потом словно теряет фокус. Мотивы злодеев оказываются неочевидными, и смысл происходящего потихоньку расплывается, как и город вокруг. Ближе к финалу Клаудбенк и сюжет становятся условностью, где перестают действовать законы физики, логику подменяют каламбуры, пол становится потолком, а стены теряют цвет. Константой в этом распадающемся мире остаются только девушка, ее меч и его голос.
В Transistor используется тот же прием, что и в Bastion: тут есть рассказчик, который комментирует все происходящее на экране. Его реплики дополняют мир и историю игры. Но разница между Раксом и Транзистором очень велика: если первый был наблюдателем и рассказывал про Бастион постфактум, то меч — непосредственный участник событий. Для него все происходящее — история его жизни и смерти, которая происходит здесь и сейчас; поэтому монолог повествователя тут оказывается глубже и трагичней, чем в Bastion, и потому производит намного более сильное впечатление.
С первого раза сюжет Transistor, даже с репликами повествователя, понять сложно, поэтому игру сразу хочется начать заново. После финала тут открывается режим New Game Plus, который сразу же выводит игру на новый уровень. Она не просто становится сложнее, а требует придумывать совершенно новые тактики. Благодаря этому при повторном прохождении Transistor не кажется скучной или надоевшей. Ее хочется проходить снова и снова, придумывать новые комбинации навыков и находить в сюжете те вещи, которые до этого оставались непонятны.
Но даже если не искать скрытые смыслы, Transistor — та игра, в которую хочется возвращаться. Ради каждого кадра, красивого как картины Альфонса Мухи. Ради каждой песни — ведь музыки лучше, чем здесь, в современных играх нет.
Работы чешского иллюстратора Альфонса Мухи явно были одним из главных источников вдохновения для создателей Ред и Клаудбенка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить несколько его работ с постерами, которые встречаются в игре.