Семеро очень разных героев - от отважного рыцаря до неразлучных и, предположительно, мертвых близнецов - задумали спуск в Пещеру. Согласно легенде, она способна исполнять самые сокровенные желания. Пещера не только оказывается мыслящей и говорящей, но и коварной: в качестве платы за услуги она заставляет героев переживать постыдные эпизоды из жизни и толкает их на мрачнейшие поступки. К концу путешествия каждый из них останется с горьким выводом о том, что жизнь никого ничему не учит, а следующая экспедиция найдет только их печальные останки.
В игре рассказывается семь очень разных историй, смешных и кровавых (берегите головы, сейчас будут спойлеры). Например, о безответной любви деревенского дурачка, который, пылая от ревности, облил бензином и поджег ярмарку вместе со всеми посетителями и чертовым колесом. Или о рыцаре, который решил сжульничать, совершая подвиг, в результате чего нечаянно скормил дракону принцессу. Это язвительный сказ о неусвоенных уроках и о том, куда на самом деле приводят желания. В данном случае - в могилу.
Тим Шейфер и Рон Гилберт высмеивают человеческую глупость уже не первый десяток лет, но в "The Cave" за их юмором просматривается искреннее разочарование в людях, местами переходящее в саркастическую злобность. Логичная догадка, что авторы "Monkey Island" стареют и становятся ворчливее, косвенно подтверждается механикой игры. Словно пожилые рок-звезды, которым лучше всего удаются перепевки собственных хитов, дуэт Шейфер-Гилберт даже не пытается выдумывать сколько-нибудь оригинальный геймплей, а делает то же, что и в девяностых, а именно - квест.
Несмотря на механику двухмерного платформера и очевидные отсылки к "Trine" и "The Lost Vikings" (герои спускаются в Пещеру группами по трое, каждый укомплектован своей уникальной способностью), логика игры растет прямиком из рисованных приключенческих игр. Умереть здесь нельзя, уникальные способности нужны героям только в специально отведенных для них участках игры (каждый персонаж удостоился отдельной главки, между которыми вставлены общие для всех героев сцены). Часто им приходится действовать совместно, но сколько-нибудь сложной кооперации нет: вовремя дернуть рычаг, поработать противовесом, подержать валун - вот и весь кооператив. В свою очередь, головоломки решаются с типично квестовой неспешностью, с обязательным поиском и комбинированием предметов.
Загадкам не откажешь в изяществе и остроумии - ситуации варьируются от простых задачек с противовесами до сложных многоходовок с применением машины времени и одновременным действием в трех исторических эпохах. К содержательной части игры претензий вообще нет - все смешно рассказано и отлично нарисовано. Проблемы "The Cave" - чисто технического толка. Она тяготится своей механикой - избыточное количество беготни и лазанья по веревкам не отвлекает от сюжета. Она не знает, зачем ей нужно столько персонажей: проходить игру второй раз ради новых уникальных квестов могло бы быть интересно, если бы не повторяющиеся участки игры. Она не понимает, что делать с мультиплеером: можно играть хоть втроем, но разделения экрана нет, поэтому надо либо бегать все время вместе (что невозможно), либо ходить по очереди (что странно).
Для "The Cave" неожиданно быстро находится киноаналогия: это лента "Между", про которую когда-то остроумно написали, что в ней уважаемый режиссер Фрэнсис Форд Коппола выходит к зрителям и рассказывает им свой сон - ни больше, ни меньше, понимайте как хотите. В случае с "The Cave" перед игроками появляется два уважаемых создателя еще более уважаемых игр и приводят семь убедительных аргументов того, что люди - корыстные и алчные сволочи. Получается смешно и злобно, и это - самое главное. Ну а все остальное - так, наносное.