Sheltered - это двухмерный стратегический симулятор выживания в мире постапокалипсиса. Вам предлагают взять под опеку семью выживших, заселить ими бомбоубежище и попытаться привести их к процветанию. Насколько это возможно в радиоактивном мире, полном невзгод, конечно.
Sheltered должна была стать хорошей игрой по многим причинам. Кто-то видел в ней идейное продолжение "This War of Mine" (и это действительно так), а тема постапокалипсиса, при всей её избитости, до сих пор обещает хотя бы немного веселья. В конце концов, игру создала команда, разработавшая неплохую The Escapists, а это уже что-то. Но, к сожалению, Sheltered не смогла реализовать свой потенциал в полной мере и вышла какой-то куцей и однообразной.
Поначалу Sheltered предстает в лучшем свете. Игроку предлагают создать и настроить семью из четырех человек и домашнего животного. Кроме внешнего вида, необходимо выбрать своеобразные перки и характер каждого персонажа. Питомец же дает определенные бонусы убежищу: к примеру, пса можно брать в рейд с героями, а аквариумная рыбка уменьшает стресс семейства. Правда, учитывая, что пес способен задрать двух медведей за раз, он - единственный действительно полезный вариант.
После создания персонажей наступает вторая интереснейшая часть игры: первые шаги и освоение механики выживания. Ваше семейство находит некий заброшенный, но функционирующий бункер и начинает обживать его в согласии со своими потребностями. Вашим подопечным в лучших традициях Sims необходимо есть, пить, спать, опорожнять кишечник, мыться в душе и развлекаться. Последние две нужды выглядят довольно странно в условиях ядерного апокалипсиса.
В первые час-полтора игры кажется, что Sheltered даст вам такие же возможности как This War of Mine. Едва открыв убежище, необходимо начать планировать, строить, расширяться, отправлять наиболее сильных в поход за припасами и так далее. От вас сразу же требуется предоставить персонажам хоть сколько-нибудь сносные условия с водой, спальными мешками и ведром для естественных нужд. Кроме того, все предметы в этой игре требуют постоянной починки, а без топлива для генератора электроэнергии не будет ни воды, ни свежего воздуха. У вас даже может возникнуть легкая паника, особенно перед тем как впервые отправить «взрослых» за едой и материалами. В результате, велик шанс по незнанию очень быстро погубить ваши первые семейства и начать все заново.
Игра действительно будет бросать вам вызов, но только до тех пор, пока вы не поймете одну маленькую особенность. Положившись на логику, вы можете сделать стандартную ошибку, не возвращаясь в уже разведанные места. В действительности, материалы и еда здесь постоянно респаунятся, а это значит, что нет нужды в ужасающе длинных походах и тревожащих миссиях: достаточно каждые четыре дня возвращаться в одни и те же локации рядом с убежищем. С этого момента игра превратится в унылое подобие Sims: главной вашей заботой будет постоянное кликанье по персонажам - самостоятельно поесть, поспать или сходить в уборную они, как правило, не способны.
Ситуацию могло бы спасти хоть какое-нибудь социальное взаимодействие между персонажами. Здесь есть торговцы и возможность нанять новых людей, согласных жить в вашем убежище, но на этом - все. В самом бункере герои никак не пересекаются, им в принципе не нужны общение или дружеская поддержка, как в том же This War of Mine. Это же касается морального выбора, который здесь оказывается мнимым. Хотите бегать по пустошам и убивать любого встречного ради двух карандашей, изоленты и сухпайка - пожалуйста; жаждете быть гуманистическим ориентиром и помогать каждому осиротевшему - сколько угодно. Никакой разницы ни для вашей семьи, ни для мира не будет. Дети, ежедневно забивающие бомжей арматурой или только что потерявшие родителей, накопят определенное количество очков стресса, но он почти ни на что не влияет.
К примеру, в одной из моих партий по глупости умер сын семейства (нечаянно вышел на улицу без химзащиты и облучился). Отец и мать накопили некий условный «стресс» и тут же избавились от подавленности, почитав довоенную газету. Труп остался лежать на нижнем уровне бункера и я даже не стал ждать, что будет дальше - этот эпизод стал последней каплей терпения и последней минутой моей игры.
Атмосфера постапокалипсиса чувствуется разве что сначала. Ядерная пустошь над убежищем выглядит убедительно и жутко, там постоянно бродят какие-то голодранцы и даже рейдеры, которые способны ворваться в бункер. Но в какой-то момент становится ясно, что выживать здесь не трудно и рискованно, а муторно и однообразно. Вы понимаете, что играете скорее в симулятор подземного реднека, которому после апокалипсиса в целом неплохо и даже, может быть, более сытно и весело, чем раньше.
После нескольких часов геймплея Sheltered начинает угнетать своим однообразием: тянется один нескончаемый день, который изредка прерывается схватками с очередным голым бродягой или крафтом нового оборудования. Последнее - единственная вещь, которая радует на протяжении всей игры: создавать что-то новое из палок и микросхем здесь действительно интересно, поскольку разнообразие предметов велико. При этом, большая часть из них, опять-таки, никак не отражается на выживании и это очень показательно для игры.
Нужно признать, что Sheltered в каком-то смысле действительно реалистично симулирует выживание после ядерного Конца Света. Персонажам суждена однообразная жизнь, полная тягот и уныния, после которой их ждет столь же невеселый конец где-то на нижнем этаже убежища. Но, черт возьми, это не тот род реализма, которого ждешь от игр об апокалипсисе. Sheltered можно посоветовать разве что маниакальным любителям This War of Mine или Fallout Shelter, которые хотят какого-то нового опыта. Но и они рискуют остаться разочарованными.