Главный герой (героиня) просыпается в доме, куда только что переехал с мамой. В руках он держит 3DS с Пикачу, на полу перед телевизором стоит Wii U. Согласно более чем десятилетнему канону, дальнейшие события разворачиваются по следующей схеме: герой вместе с новоиспеченными друзьями получает по одному из трех стартовых покемонов, говорит маме "пока" и отправляется в путешествие по миру, встречает профессора (авторитетного специалиста по карманным монстрам, использующего детский труд для обогащения собственных знаний о флоре и фауне), местных злодеев, узнает какую-нибудь древнюю тайну и задается целью во что бы то ни стало собрать всех покемонов. Ну, или не всех, но самых сильных и красивых. Все это время игрок с налитыми кровью глазами, последние две недели не знавший сна и покоя, прикован к экранчику портативной консоли и как заколдованный повторяет: "Ну, давай, Бульбазавр, поднажми - и мы получим последний значок!". Человеку может быть десять, двадцать, тридцать лет - это неважно. Перед "покемонами" все равны: запустив эту, вроде бы, детскую игру, человек выпадает из реального мира на десятки, а иногда и на сотни часов.
Если кто не в курсе: Pokemon (не мультфильмы, а именно видеоигры) - одна из старейших серий JRPG на консолях Nintendo, из года в год приносящая компании баснословную прибыль и разрывающая чарты продаж по всему миру. Сначала была именно игра, которая после дебюта на первом, еще черно-белом GameBoy, выходила на каждом последующем поколении портативных платформ Nintendo, обзавелась несколькими ремейками и побочными сериалами. На протяжении всего этого времени сериал внешне менялся крайне неохотно (но соответствовал при этом актуальным на то время нормам), а в плане игрового процесса - совсем незаметно, оставался верен всем своим канонам, а нововведения встраивались так аккуратно, что казалось, будто так было всегда. Pokemon X & Y - первый в истории каноничного сериала выпуск, созданный в полном 3D. И ключевые тренеры, и сами покемоны, и локации теперь полигональные.
Полностью трехмерный мир не отменяет проверенных временем правил. В игре есть простой и понятный сюжет, есть конечная цель - собрать все значки тренеров, победив сильнейших, затем прорваться к финальной четверке и между делом спасти всех-всех-всех. Игрок путешествует в компании шести покемонов, все остальные в необъяснимом цифровом формате хранятся в компьютере. Все карманные монстры обладают сильными и слабыми сторонами и группируются в соответствии с ними, плюс по специальным типам: есть драконы, впервые в истории сериала появились феи, также - травяные, каменные, жуки, птицы и так далее. Баланс пошаговой боевой системы работает по принципам «камень-ножницы-бумага»: огонь сильнее травы, трава сильнее воды, вода - огня. Каждый покемон может выучить не больше четырех ударов, и все они разные - некоторые наносят урон, другие повышают характеристики, третьи изменяют условия на поле боя. Примечательно, что главный герой игры, тренер, прокачке не подлежит. Покемоны же со временем эволюционируют, превращаясь в еще более грозных особей. Изначально было заявлено, что появится четвертая форма эволюции, но с этим произошла накладка - она оказалась временной и бессмысленной. Точно как и новые форматы сражений, вроде «в воздухе» и «один против сразу нескольких монстров» - ни то, ни другое на игровой процесс особо не повлияло.
В прошлых играх серии путешествия были подчинены простейшей логике, в X & Y ее заменило настоящее повествование. Раньше было как: есть мир, иди куда хочешь, а если не пускают - значит, еще рано. Значит, надо найти велосипед, научить покемона разбивать камни или срезать кусты, плавать или летать, чтобы преодолеть препятствие и продвинуться дальше. Теперь путешествия героя направляются постоянными встречами с четырьмя друзьями. Делаются значительные послабления: так, перед велосипедом игрок получает роликовые коньки, позволяющие быстро перемещаться по городам и дорогам между ними. А в самом начале дарят программу EXP Share - с ее помощью опыт получают все шесть покемонов в команде, а не только те, кто непосредственно принимал участие в бою. Это было и раньше, только работало не так щедро: для прокачки второго покемона приходилось выставлять его на поле боя первым, а потом менять на основного.
На самом деле, ключевых изменений в Pokemon X & Y - всего два. Первое предполагает открытие сериала широкой аудитории - в современном виде, с красочной трехмерной графикой все это значительно приятнее для тех, кто устал от спрайтовых человечков или вообще их не застал. Не изменяя основополагающие идеи боевой системы и взаимодействия с фантастическим миром, Nintendo преподносит пользователям вроде как совершенно новую игру. Но при этом тема определенно не отработана до конца. Так, из всех покемонов по-настоящему классно озвучен почему-то только Пикачу, все остальные что-то невнятно мычат восьмибитными звуками. Трехмерных моделей удостоились далеко не все тренеры, а лишь избранные; остальные представлены статичными картинками. В особенно напряженных моментах во время сражений игра подтормаживает. Ракурсы камеры в крупных городах и некоторых подземельях сбивают с толку. Плюс, здесь, в отличие от любого предыдущего выпуска, довольно скудный пост-гейм (чем занять себя после прохождения?), слишком мало сторонних развлечений (вроде киносъемок в Black & White 2, вместо которого тут съемки своего промо-ролика), да и событийный ряд победнее - после получения четвертого значка никаких открытий для себя не делаешь. Другими словами, здесь еще есть, над чем работать.
Второе изменение - это открытость для всех регионов мира. Место действия X & Y - регион Kalos, срисованный с Франции, а не с одного из регионов Японии, как раньше; правда, в Black & White прообразом был Нью-Йорк, но там это не так заметно. Для полноты картины здесь есть замки, дворянские титулы, много внимания уделяется моде и парикмахерским для местных аналогов пуделей, которые, конечно же, тоже покемоны, а по улицам здесь бегает множество чернокожих ребят. Игра вышла одновременно во всех странах мира, ровно в один день, причем переведенной на многие европейские языки и впервые в истории сериала - на корейский, что тоже немаловажно. Все дело в том, что Pokemon - это одна из самых надежных золотых жил Nintendo, которая поможет продать невероятное число портативных консолей Nintendo 3DS. X & Y - это свежий старт, о котором так давно просили фанаты и который, безусловно, придется по вкусу всем остальным. Возможно, не самый насыщенный выпуск сериала, но совершенно точно - самый значимый.
3D-возможности верхнего экрана в Pokemon X & Y используются выборочно, но это объяснить просто - для детей это не столь важно, им стереоскопическое изображение нужно меньше всего. Зато что им точно придется по вкусу, так это возможность взаимодействия с любым из пойманных покемонов на манер Nintendogs: с видом от первого лица их можно кормить, гладить, чесать за ушком и так далее, а еще играть в мини-игры и тренировать, повышая их характеристики.