Гоночная серия Need for Speed в этом году празднует юбилей: Rivals - уже двадцатый выпуск вроде бы бессмертного игрового сериала от Electronic Arts. Секрет такого долголетия прост: Need for Speed никогда не боялась меняться, прилежно следуя за трендами жанра или собственноручно их создавая. Попав несколько лет назад в руки талантливой студии Criterion, серия изменилась в очередной раз - из NFS пропал необязательный сюжет, голливудские звезды на первых ролях и великолепный тюнинг. В Hot Pursuit (2010) разработчики решили вернуться к истокам серии, сконцентрировав конфликт игры вокруг вечного противостояния полицейских и бандитов в большом открытом мире. Спустя три года NFS: Rivals доводит эту схему почти до идеальных кондиций; еще никогда Need for Speed не был столь азартной игрой.
Одиночная кампания Rivals, как и в Hot Pursuit (2010), делится на две симметричные части. В роли бандита нам предстоит заниматься лихачеством на дорогах: устраивать скоростные заезды с другими гонщиками по пересеченной местности, дразнить полицию, уходя от погонь при помощи умных гаджетов, и, конечно, покупать новые сверкающие спорткары, среди которых есть настоящий автомобильный монстр - Lamborghini Veneno. Другой вариант - примерить полицейский мундир и отправиться патрулировать неспокойные улицы виртуального мира NFS: Rivals. Бронированные болиды полисменов практически не уступают в скорости бандитам, но более устойчивы к повреждениям, что позволяет им пачками отлавливать и уничтожать неугомонных лихачей - разумеется, при правильно выбранной тактике.
Понимая, что обычной гонкой полицейских и бандитов в 2013 году никого не удивишь, в Ghost придумали два важных игровых элемента, доводящих концепцию Criterion до логического завершения. Во-первых, систему All-Drive, которая позволяет мгновенно вклиниваться в игровой процесс других живых пользователей, лишь завидев их на горизонте. Например, в образе копа можно с разбегу присоединиться к погоне за вашим другом и спутать ему все планы или, наоборот, помочь ему, расталкивая противников во время гонки. Благодаря All-Drive разработчики окончательно стерли грань между однопользовательским режимом и мультиплеером, образовав единое пространство, в котором одновременно обретаются десятки машин, управляемых как компьютером, так и живыми игроками.
Что же делать на этом пространстве? Для этого существует другая новинка - система челленджей, разбавляющая прохождение миссий. Работает она очень просто: одиночный режим делится на короткие главки, в каждой из которых игра генерирует несколько заданий. Помимо скучных - "победи в пяти любых гонках" - в Rivals есть миссии, которые можно проходить в произвольной форме. Например, набрать сто тысяч очков за заезд - задача, требующая творческого подхода. Все это сделано для того, чтобы максимально разнообразить деятельность игрока и позволить ему выбирать свой стиль прохождения, не зарываясь в одинаковые задания.
Кроме PC и консолей текущего поколения, Rivals также выходит на PS4 и Xbox One, что соответственно сказалось на графике. Картинка Rivals вызывающе эффектна и лишена визуального спокойствия: над трассой постоянно кружатся птицы, опавшие листья и прочий мусор, погодные эффекты выкручены на максимум, любой дождь может перерасти в шторм, а закаты и восходы особенно пронзительны. Разработчики настолько искренне заигрываются с новыми мощностями, вырисовывая каждую капельку на капоте Porsche 911, что ругать их за это просто неловко - напротив, так и должно быть! В конце концов, в Голливуде подобные шалости многим нескромным режиссерам (например, Эммериху) уже давно сходят с рук.
Проблемы Rivals во многом вытекают из ее достоинств. Докрутив по максимуму формулу, придуманную Criterion три года назад, в Ghost Games так и не решились на радикальные изменения. Rivals - практически образцовая работа над ошибками, компиляция всех лучших идей последних выпусков серии, но при этом совершенно предсказуемая игра - особенно для оголтелых фанатов древних частей NFS с тюнингом и пышногрудыми красотками (Underground, Most Wanted, Carbon); для них здесь все еще слишком мало контента и много чистого игрового процесса. В свое время Criterion удалось успешно перезапустить NFS, обеспечив серии запал на несколько лет. Теперь запал явно подходит к концу, и Ghost Games (а это, на самом деле, почти те же Criterion под новым именем) теперь нужно будет постараться, чтобы по-настоящему удивить игроков. Хотя, как известно, не растерять то, что уже имеется, - тоже талант.