Ограбления, побеги и прочие масштабные криминальные перформансы давно прослыли как одна из самых волнующих тем как минимум в кино: от хита советской эпохи «Операция «Св. Януарий» до содерберговской трилогии про Дэнни Оушена. И хотя в кино с этой темой все более чем в порядке (см. нашу недавнюю подборку heist-жемчужин), большинство игр про ограбления были лишены подобающей эстетики. Monaco: What's Yours Is Mine в этом плане – сильнейшее произведение в жанре, отличное от прочих своей неординарной подачей.
Создатель Monaco Энди Шатц умеет проводить параллели, рассказывая о своей игре. Например, он говорит, что это как «Друзья Оушена в Gauntlet», или, если еще проще, «Pac-Man встречается с Hitman». Так Шатц сразу объясняет характер действия (ограбление или что похуже – по ситуации) и перспективу (вид сверху). Monaco выглядит как оживший план ограбления, на который нанесены схемы планировки помещений, маршруты и всевозможные подсказки. О том, что произойдет на самом деле, можно узнать только на практике: каждого полицейского или охранника, патрулирующего эти же самые маршруты, на план не нанесешь.
На дело можно пойти бандой до четырех человек. Стрелять, ломать замки и охранные системы умеет каждый, но все решает специализация: один в курсе всех передвижений охраны, другой умеет прикидываться шлангом, третий – убирать необязательных свидетелей с помощью хлороформа, и так далее. После одной из миссий к команде присоединяется Рыжая – опытная обольстительница, эффективнее всех работающая с любой охраной.
Музыкальное сопровождение
Два слова о саундтреке Monaco. На первый взгляд это клавишные импровизации, откликающиеся на каждое событие в игре: чем опаснее ситуация, тем быстрее играет мелодия. Человек за роялем на самом деле нам хорошо известен – это Остин Винтори (Austin Wintory), и одними импровизациями дело не обошлось. Напомним, что по итогам прошлого года мы назвали Винтори автором лучшего игрового саундтрека (Journey), за который он также чуть не получил «Грэмми».
Сюжет Monaco – полотно, составленное из вдохновленных понятно какими фильмами сюжетов, рассказанных от лица одного из участников, матерого медвежатника. История довольно отрывиста и полна недосказанностей, но выказывает чувство стиля в каждом своем повороте. И дело даже не в том, что все вокруг говорят по-французски – мы же в княжестве Монако – а в том, что эта двухмерная игра успешно воссоздает атмосферу ограбления в лучших традициях heist-кинематографа. В хорошем сюжете про ограбление что-то обязательно должно пойти не так. Monaco не ставит перед нами выбора – пройти миссию по всем «правилам», отключая системы охраны и не попадаясь на глаза, или устроить резню с шумным побегом с места преступления. Игровой темп создает неопределенность: никогда не знаешь, что ждет тебя за следующей дверью – смотреть сквозь стены может только один из героев, но это все, что он умеет.
Шухер не то чтобы неизбежен – подразумевается, что без хотя бы небольшого переполоха ограбление потеряет в своей остроте. Случайная стычка в ходе миссии дает мощный прилив адреналина – количество зависит от того, где и как вы облажались, и сколько этому есть свидетелей – но далеко не всегда приводит к провалу задания. Каждый план ограбления подразумевает несколько этажей-локаций, и тут игра делает важное послабление: например, случайно открыв пальбу на танцполе, можно ретироваться в VIP-ложу и отсидеться там до тех пор, пока охрана не «остынет». Полицейские ходят по не самым простым маршрутам и бывают на редкость непредсказуемы, но не побегут за вами через все лестничные пролеты. С другой стороны, полный беспредел с нашей стороны тоже не допускается: количество патронов строго ограничено, а мордобой здесь неприемлем вообще. Таким образом, подняв шум, остается только бежать со всех ног – или в укрытие, или к машине, если добыча уже на руках. На самом деле оставим попытки описать каждый нюанс Monaco – их множество, а игра слишком приятна в освоении, чтобы раскрывать все карты. Одно скажем наверняка: без сучка и задоринки здесь ничего не проходит; есть сценарии и повеселее, и игра это знает.
Хотя любую миссию Monaco можно пройти одному, с какого-то раза подобрав нужного персонажа, основное веселье происходит в кооперативной игре. Пара лишних рук никогда не помешает, не говоря об уникальных способностях каждого героя – здесь открывается большой простор для командных действий. Голосовая связь между сообщниками важна по множеству причин; например, чтобы орать благим матом, убегая от охраны, в то время как все остальные ржут, схоронившись в туалете, или орать всем вместе, проламываясь через запертые двери к заветному выходу. Нельзя не удержаться и не рассказать про еще один нюанс Monaco: в кооперативном режиме принципиально, чтобы с дела вернулись живыми все члены банды, ползком или на плечах у товарищей. У преступников свой кодекс чести – по крайней мере, так иногда бывает в кино. А теперь и в играх.