Одинокий молодой человек просыпается после тревожного сна в номере полупустого отеля. За соседней дверью - кухня, но у плиты нет газа. В рюкзаке - консервы, но нет ножа, чтобы их вскрыть. На столе - дневник, в котором кто-то фиксирует недавние происшествия, а по радио передают, что в обесточенном подвале героя уже ждут.
Lone Survivor была полностью создана одним человеком: Джейсон Бирн сам все нарисовал, написал сюжет, сделал звук и саундтрек, но пусть общий минимализм происходящего вас не смущает. Малыми средствами Lone Survivor удается достичь удивительных результатов: за четыре часа игра успевает из классического survival horror превратиться в психологический триллер и симулятор наркоманских снов и вернуться обратно к истории о выживании в пустом городе, напомнив, что после всех приключений герой проголодался, а консервного ножа у него по-прежнему нет.
Для двухмерного пиксельного приключения здесь неожиданно широкая свобода выбора, и даже найдутся поводы пройти игру заново. После финальных титров нам показывают занимательную статистику, из которой следует, что очевидные пути далеко не всегда оказываются правильными, а в ситуациях, которые вы по привычке решили с помощью пистолета, были и другие, не самые очевидные варианты. Возможно, это жанровая проблема: трудно воспринимать всерьез игру от независимого разработчика и уж тем более искать в ней какие-то четвертые измерения, но Lone Survivor - именно тот случай, когда контекст оказывается куда важнее изобразительных и технических средств.
Единственное, за что можно критиковать Lone Survivor, проистекает из ее двухмерной специфики. В определенный момент поиск нужных предметов заставляет возвращаться в уже исследованные места и подолгу блуждать из стороны в сторону в темноте. Карта здесь есть, но герой отказывается пользоваться ею по команде: единожды развернув ее, он отмечает несколько интересных для посещения мест, в дальнейшем повторяя более-менее одну и ту же фразу: "Да не нужна мне карта, я и так прекрасно знаю, куда идти". Приходится включать пространственное мышление; необходимость ориентироваться на плоских уровнях по координатам условно ("налево, прямо, направо и опять налево") поначалу утомительна, и привыкнуть к ней непросто - в очередной раз ткнувшись по ошибке не в ту дверь, можно попасть в безвыходную ситуацию - в буквальном смысле.
Lone Survivor не напугает вас до седин и вряд ли станет откровением, если вы давно и плотно знакомы с жанром психологических ужасов о явлениях, природа которых, скажем так, не очень понятна (см. Silent Hill). Lone Survivor не совершает главной ошибки современных хорроров: она не выдает себя за то, чем не является, не грузит лишними деталями и постановкой, не старается быть блокбастером. Но эта игра способна привести в чувство тех, кто, глядя на посредственные современные итерации старых сериалов типа Resident Evil, жалуется на отсутствие хороших жанровых игр. Не там ищете.