В первой миссии Jazzpunk главный герой проникает в советское посольство, чтобы выкрасть некий секретный, кхм, картридж. Дело происходит в 1959 году (если точнее, 1959b). По улицам Соединенных Частиц Бразилии ходят роботы, на каждом углу у посольства стоят секретные агенты, на самом посольстве – высотке с присобаченными сверху куполами – надпись большими буквами гласит «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС». Чуть ранее в порядке инструктажа герой (возможно, робот) встречается с шефом местной спецслужбы и съедает первую таблетку Миссианила – сильнодействующего препарата, который и отправляет героев, так сказать, на задание.
В случае с Jazzpunk следует придерживаться оборота «альтернативная история», но мы слегка его расширим. Ретрофутуризм и дадаизм с нарочито нелепой мультипликацией и заставками в стиле Сола Басса здесь встречаются со шпионским детективом про Холодную войну – и, как нетрудно догадаться, обойтись без шуток при таких раскладах просто невозможно. Jazzpunk дополняет плеяду выдающихся игр от первого лица, выходивших в последние годы, – тех, что уверенно рассказывают свои истории без акцента на постоянной стрельбе.
Еще вопрос, кто попадает под раздачу: игра на каждое действие отвечает остротой, и, начав посмеиваться с первых минут после вступительной заставки (там от полета фантазии авторов просто не до смеха), не останавливаешься до самого конца. Jazzpunk подшучивает над каждой мелочью, переворачивает все с ног на голову, как это принято в лучших кинопародиях вроде «Аэроплана» или «Заряженного ружья».
Каждую миссию в Jazzpunk можно пройти по прямой, нарвавшись на десяток искрометных шуток, но каждое новое место в игре достойно подробнейшего исследования. Очередной робот на площади оказывается самкой легкого поведения; в кинотеатре показывают какую-то черно-белую муру, зато можно надымить в зале сигарой и намусорить поп-корном – к всеобщему возмущению; из советского посольства можно позвонить в Кремль, проституткам или Сатане.
Отдельная песня – попадающиеся повсеместно мини-игры. На микроскопе можно сыграть в аналог Space Invaders, встреченной на улице жабе нужно перейти дорогу – и это рабочая версия Frogger. Далее дело доходит до остроумных вариаций на тему Street Fighter, Quake и даже игры с Virtual Boy – это надо видеть.
В довершение всего важно упомянуть издателей Jazzpunk – канал Adult Swim, в ротации которого попадаются как странноватые («Поллитровая мышь»), так и выдающиеся вещи («Робоцып», «Морлаб»). Игры Adult Swim выпускают уже давно, но Jazzpunk определенно главная их находка в этой области, которая легко встает в один ряд с их лучшими сериалами. Для игр это находка вдвойне: в каком-то смысле пока это лучшие несколько часов, что мы успели пережить в 2014 году.
Играть далее
За последние несколько лет игры от первого лица порядочно выросли. Если раньше это в основном были шутеры от первого лица, теперь речь идет о более разнообразном опыте. Это невероятные головоломки (Antichamber), медитативные прогулки (Proteus, Dear Esther), семейные драмы (Gone Home, The Novelist) и сатирические антиутопии (The Stanley Parable).
Отдельную нишу занимает студия Blendo Games со своими стремительными во всех смыслах боевиками – но при этом никакими не шутерами – Gravity Bone и Thirty Flights of Loving. Главный дизайнер последних двух, Брендон Чанг, особо отмечен в титрах Jazzpunk, и это понятно: он работает ровно в том же жанре. Это детективные короткометражки со стремительным монтажом, оператором которых выступает игрок. В титрах Jazzpunk оператор так и указан – The Player.
Плюсы. Стильный детектив от первого лица: ретрофутуризм с искрометным юмором
Минусы. Тот самый случай, когда 2-3 часов игры просто не хватает. Сюжет предельно сумбурен, что можно списать на издержки стиля (дадаизм – случай тяжелый), но на это готовы далеко не все.