За исключением студии Firaxis, никто не делает сегодня высокобюджетных пошаговых стратегий, хотя когда-то это был очень почтенный жанр. Справедливости ради, сегодня он переживает бурный подъем на мобильных устройствах, но вот на PC превратился в нишевое развлечение. Тем не менее очень неплохие проекты все еще появляются, например "Эадор: Владыки миров".
Наша задача – завоевывать раскиданные в бескрайнем космосе кусочки мира, присоединяя их к своему царству. Высадившись на островок, оказываешься в своем замке и нанимаешь героя одного из четырех классов: воина, командира, разведчика или мага. Покупаешь для него небольшую армию (для чего в замке надо построить казармы разных видов) и отправляешь завоевывать окрестные провинции. Без героя войска передвигаться не могут, а найм дополнительных полководцев стоит очень больших денег, так что острова помельче обычно захватываются одним персонажем.
При входе на враждебную территорию дело далеко не всегда заканчивается битвой: можно, например, подкупить охрану или дать взятку местному старосте, выполнить задание жителей или разрешить разбойникам взимать мзду и делиться с вами. Аборигены будут недовольны и в будущем попытаются восстать, и надо решать, что важнее: быстрое расширение своих земель либо кровопролитные битвы за каждую пядь.
Чуть ли не каждый ход происходят события, требующие выбора: что делать с кладом, найденным одним из крестьян, ограбить ли торговцев, проходящих через ваши земли, что потребовать от выловленной из озерка русалки. Частенько приходится принимать непопулярные решения, поскольку в казне мышь повесилась, а герою надо купить новую кирасу. Эти мини-диалоги и соответствующее изменение вашей "кармы" напоминают похожую механику в серии King Arthur, но там она была более продвинутой.
Если все же дошло до боя, герой принимает в нем участие наравне с другими бойцами. Воин дерется лучше всех, зато у командира самый большой размер отряда, ну а маг полагается на заклинания. Разведчик же лучше всех стреляет, и умения его имеют в основном мирную направленность. Сами сражения традиционны: сначала ходите вы, потом враги, разновидностей бойцов огромное множество (летающие, колдующие, кавалерия, великаны и прочие твари), нужно учитывать тип местности и боевой дух солдат.
За победы герои и бойцы получают новые уровни, становятся сильнее и разучивают новые навыки, поэтому потерять какого-нибудь ветерана очень неприятно. К тому же за подкреплением придется возвращаться в родной замок, а противник тем временем отвоюет захваченные вами провинции. Собственно, осколок становится вашим, когда вы покорите столицу местного лорда, все земли завоевывать необязательно.
После этого возвращаешься в глобальный режим, где можно пообщаться с другими бессмертными магами (их отношение к вам зависит от вашего морального облика) и выбрать цель для следующего нападения. Чем больше осколков присоединяется к вашей империи, тем больше зданий становится доступно для постройки и видов войск для найма при последующих вылазках.
Главный недостаток "Эадора" в том, что игра слишком долго раскачивается, и даже двадцать часов спустя вы все еще воюете начальными лучниками и мечниками и только осваиваетесь с магическим арсеналом (а ведь он включает в себя не только боевые заклинания, но и действующие на целые провинции разом), что уж говорить про сложные материи вроде алхимии.
При этом, несмотря на все выскакивающие подсказки, разобраться в обилии возможностей непросто, и неказистый интерфейс нисколько в этом не помогает. Здесь бюджетная сущность игры наиболее заметна, хотя в целом она весьма симпатичная.
"Владыки миров" – проект для вдумчивых игроков, скучающих по хорошей пошаговой стратегии и не боящихся потратить на нее месяц-другой, если не больше. Но на любовь масс, когда-то засиживавшихся за "Героями 3", ей рассчитывать не приходится – и это одна из печальных примет нашего времени.