Broken Age состоит из двух до поры до времени параллельных историй. В первой юная Велла решается выступить против порядка, заведенного в родном государстве. В идиллический карамельный мир, где она живет, несколько раз в столетие наведывается Мог Чотра — гигантское кровожадное чудо-юдо, которому принято приносить в жертву первых красавиц каждого города. Когда очередные гастроли Чотры докатываются до города Веллы, она решает дать монстру бой. Родные уговаривают ее не глупить: мол, огромная честь — стать ланчем древнего Бога. Другие девушки, участвующие в этом ритуальном обряде, похожем одновременно на «Голодные игры» и конкурс красоты, тоже Веллу не понимают. Посмотрев, как три из них с восторженным визгом отправляются прямиком в пасть Мог Чотре, Велла все же решается на мятеж, ставя под удар весь свой мир.
Тем временем в космосе парит большой корабль с единственным пассажиром — печальным юношей Шэем (озвученным Элайджей Вудом). О подростке пекутся няньки-гаджеты: говорящая ложка, разумный умывальник и бортовой компьютер, искренне считающий человека своим сыном. Чтобы Шэй не скучал, ему каждый день придумывают виртуальные приключения: разобраться с монстром, высадиться на чужой планете и спасти от чего-нибудь туземцев. Бессмысленные и скучные игры повторяются изо дня в день, но однажды подростку удается вырваться из плена комфорта и ввязаться в настоящую авантюру. Проводником в его космической одиссее станет говорящий волк Марек — странный пассажир, посвященный в самые тайные планы вселенной.
Биография стоящего за Broken Age дизайнера Тима Шейфера схожа с биографией его героя. Он тоже в свое время соскочил с полярного экспресса LucasArts в холодную неизвестность. Побыв в девяностые годы сценаристом, программистом и дизайнером классической трилогии Monkey Island, а также Full Throttle и Grim Fandango, на перевале тысячелетий Шейфер угодил на время в корпоративную ловушку, а помучившись, основал Double Fine Production, в стенах которой занялся странными арт-играми. Все началось с сюрреалистического платформера Psychonauts (2005), затем рокерского экшена Brutal Legend (2009). Далее была череда то диких, то компромиссных казуальных игр, после которых в 2012 году на Kickstarter наконец была анонсирована Broken Age — рисованный квест с механикой из девяностых и книжным сюжетом. Вместо необходимых 400 тысяч долларов старые фанаты в первые же сутки перевели Шейферу миллион. В итоге миллионов было собрано несколько, а Kickstarter стал жутко модным местом, откуда пока вышло не так много хороших игр.
Broken Age соответствует шейферовской удивительной картине мира, но явно сделана с большей ответственностью: обналиченный кредит доверия от фанатов — вовсе не то же, что бюджет издателя-кровопийцы. В Broken Age не только интригующие визуальный ряд и повествование (это Double Fine удавалось всегда), но и удобный интерфейс, невысокий уровень сложности, стройная логика квестов и мягчайший юмор. Миры двух героев переключаются между собой в любой момент: устаешь выбирать, кто вам нравится больше. Любое действие и любой предмет иронично описаны сценаристом и озвучены отличными актерами. Контакт со вселенной — максимальный, и находиться здесь гораздо уютнее, чем в прежних новаторских проектах Double Fine.
Из-за своей легкости игра напоминает не рисованные квесты из девяностых, а новомодные интерактивные книги. Например, знаменитое издание «Алисы в стране чудес» для первых айпадов, где плясали буквы, кривлялись иллюстрации и безобразничали чернильные кляксы. В Broken Age творится ровно то же самое: здесь не играешь, а кубарем катишься в какую-то кроличью нору.
Broken Age доказывает: старые добрые квесты — все еще один из лучших способов рассказывать детям сказки, прививать им вкус к хорошим историям и учить сопереживать. Шэй и Велла осмеливаются сначала стать критиками, а затем и реформаторами доставшегося им мира; вскочить с теплой постели и устроить себе жизнь, полную приключений. Если кто-то из игроков последует их примеру, 3,3 миллиона долларов, собранные на Kickstarter, уже окупились.
Однако фокус Broken Age в том, что эта игра, профинансированная 87 тысячами зрелых поклонников Шейфера, целится вовсе не в детей. История Шэя — это не только «Маленький принц» и «Маугли» цифрового века, но и своеобразный интерактивный клип на трагическую оду Space Oddity Дэвида Боуи. Квест Веллы — и вовсе всевозрастная сказка о противопоставлении личности тоталитарным устоям. К тому же даже по окончании первого сезона (игра состоит из двух частей) так и не проясняется, что на самом деле происходит с героями. Может быть, Шэй застрял в Лимбе, и его побег из рутины — лишь очередная матричная уловка. Может быть, Веллу все-таки съел монстр — да только она не может с этим смириться. Повествование Broken Age — вещь многослойная: здесь можно витать в облаках, а можно спуститься поглубже и начать задыхаться от плотности интриг.
И вот на этом дне, до которого нелегко добраться, наступает озарение. Broken Age — настоящий пир для ума, где можно объесться не только словами (сложенными вполне в духе сказок Людмилы Петрушевской), но и музыкой (взятой чуть ли не из золотого века Голливуда — «Волшебника из страны Оз» и «Унесенных ветром») и образами, словно сбежавшими из мультфильмов Юрия Норштейна. Минус у этой удивительной игры всего один: в ней приходится постоянно быть начеку, чтобы не пропустить очередную конфету. Робот-повар предлагает герою космическое мюсли со сценой из «Путешествия на Луну» (1902) на упаковке. А распорядительница голодных игр из населенной креолами деревни Веллы похожа не на соплеменников, а на Хранителя ворот из Grim Fandango. Все это не просто так.
Шейфер, уйдя из LucasArts, создал фирму, которой верен уже почти пятнадцать лет. Другой знаменитый гейм-дизайнер, автор первой Monkey Island, Рон Гилберт, покинул корпорацию Лукаса гораздо раньше и за два с лишним десятилетия успел основать и сменить полдюжины контор. В 2010 году он примкнул к Double Fine Шейфера и вложил частичку своего визионерского дара в замысел Broken Age. Однако основные усилия направил на философскую головоломку The Cave. В 2013 году, когда она вышла, он покинул Double Fine и продолжил свое путешествие налегке.
Получилось, что и в Broken Age, и за ее кулисами живут два ярких и уникальных героя. И у каждого — свой интереснейший путь. Главное — как раз этому и учит игра — стряхнуть с плеч скуку.
Плюсы:
- Завораживающее единство сказочной истории, иллюстраций и музыки
- История, одинаково интересная и полезная игрокам всех возрастов
Минусы:
- Чисто технические недочеты и устаревшие механики: нет возможности подогнать героев, не хватает горячих клавиш
- Слишком простые головоломки