Современные родители буквально охапками скупают так называемые развивающие игрушки, полагая, что если на этикетке красуется надпись «развивающий», то занятие принесет ребенку непременную пользу. Светящиеся говорящие азбуки, произносящие разные фразы плюшевые медведи, разноцветные карточки, целые игровые системы, приобретенные в надежде на быстрый эффект, пылятся в шкафу, не вызывая интереса детей, и мамы с папами в недоумении приподнимают брови, сетуя на неумение малыша использовать покупку. Мы думаем, что выполнение задачи по образцу и повторение действий ведет к интеллектуальному росту и развитию, отбрасывая в сторону старые добрые машинки и куклы, совершая тем самым большую ошибку.
Совсем не те игрушки
Можно выделить три основные проблемы, почему ребенок не хочет играть с купленной вами «развивающей» игрушкой:
-
Несоответствие возрасту. Если на этикетке написано: «С 3 лет», это вовсе не означает, что малышу забава будет интересна. Да, хитроумные лабиринты кажутся привлекательными двухлетней девочке, но нахождение нужного пути для нее является пока задачей непосильной, а дети очень быстро теряют интерес к тому, чего не могут решить.
-
Несоответствие задачам развития. К примеру, вы купили ботинок из дерева со шнуровкой в надежде на то, что сынок начнет усердно продевать веревочку в дырочки и попытается завязать бантик. В итоге карапуз, примерив плоский туфель на ногу и убедившись, что ничего путного не получается, откладывает игрушку в сторону, зато с удовольствием принимается за папины кроссовки, ловко перекидывая шнурки из одного паза в другой.
-
Сложность задачи. Вы предлагаете трехлетнему ребенку кубики с буквами, а он упорно строит из них замок, не обращая внимания на непонятные для него иероглифы. Возможно, карапуз и начал уже осваивать основы азбуки, но не следует торопить события и навязывать малышу свою волю.
Также стоит помнить о том, что настоящее развитие детей происходит в свободном мышлении, проявлении себя, своего творческого потенциала и возможностей. Нелепо полагать, что обычный грузовичок не несет в себе никакой нагрузки, ведь с ним можно выстроить замечательную сюжетно-ролевую игру, тренируя воображение и речевой аппарат.
Мама, дай игрушку!
Чтобы не заблудиться в многообразии различных продуктов для детей, усердно проталкиваемых маркетологами, разберемся, что и в каком возрасте выполняет роль развивающего инструмента.
Возраст | Игрушки |
---|---|
Младенец до года | В раннем возрасте для ребенка важна сенсорика, ведь он познает мир именно через тактильные и звуковые ощущения. Поэтому останавливаем выбор на погремушках, кольцах, мячиках, книжках с фактурными иллюстрациями (из меха, кожи, ткани, бусин и так далее). |
2-3 года | Ребенок становится социальной личностью, его начинает интересовать окружающий мир, явления природы. Вместо мигающей разноцветными лампочками кухни купите такие развивающие игрушки, как кубики, ведерки, формочки, лопатки, грабли, матрешки, побольше игрушек для воды, сачок, брусочки из разных материалов, конструктор, используйте качели-лошадки, лесенки, читайте побольше сказок и стихов. |
4-7 лет | Ребенок взрослеет, ему требуется развитие логического и образного мышления, более сложные задачи. Запасаемся мозаикой, материалами для творчества, куклами и одеждой и мебелью для них, животными, пальчиковым театром. Не помешает создать подобие магазина, парикмахерской или больницы, но с «не говорящими» деталями, чтобы ребенок смог выстроить собственную модель и сюжет. |
Вывод
В стремлении дать своему ребенку все самое лучшее родители забывают о том, для чего на самом деле нужны развивающие игрушки. Как говорится, не все то золото, что блестит, и самые обычные деревянные кубики принесут намного больше пользы, чем говорящий и модный сегодня Лунтик. И самое главное: дети будут развиваться полноценно и гармонично только с вашей помощью, так что уделяйте своему чаду достаточно времени, и очень скоро заметите положительную динамику.