Стартовая площадка космодрома замирает в ожидании. Техники снуют между массивными конструкциями, проверяя каждый болт. До пуска — ровно сутки, и отсчёт уже пошёл.
Последние двадцать четыре часа перед стартом ракеты напоминают хорошо отрепетированный спектакль. Сотни специалистов выполняют свои партии в невероятно сложной симфонии предстартовой подготовки. Что же происходит за кулисами космического театра?
T-24: Финальная сборка и заправка
За сутки до старта ракета уже стоит на стартовом столе. Её доставили туда несколькими днями ранее — огромную, величественную и пока ещё не заправленную. Инженеры проводят последние проверки всех систем.
«На этом этапе мы уже не ищем неисправности, а убеждаемся, что их точно нет», — такую фразу можно услышать от руководителей пусковых бригад.
В случае с пилотируемыми миссиями экипаж проходит финальный медосмотр и отдыхает перед длительным предстартовым днём. А вот команда наземного обслуживания работает круглосуточно. Менеджеры миссии просматривают последние метеосводки — погода может стать решающим фактором для переноса запуска.
T-18: Заправка и активация систем
За 18 часов до старта начинается один из самых опасных этапов — заправка криогенных компонентов топлива. Жидкий кислород охлаждён до -183°C, а жидкий водород — до умопомрачительных -253°C. Один неверный шаг, и может случиться катастрофа.
Процесс заправки идёт медленно и требует предельной концентрации от всех участников. Температурные датчики отслеживают малейшие отклонения. У каждого компонента есть своя хореография заправки:
- сначала медленное охлаждение магистралей;
- затем постепенное заполнение баков с контролем давления;
- финальная дозаправка непосредственно перед стартом.
Эта процедура может занять несколько часов. Параллельно активируются бортовые компьютеры и начинается загрузка полётного задания.
T-12: Прошивка и проверка программного обеспечения
За 12 часов до старта инженеры-программисты проводят окончательную загрузку полётного программного обеспечения. В современных ракетах это миллионы строк кода, отвечающих за каждый аспект полёта.
«Забавно, но чем ближе к старту, тем меньше мы хотим видеть сюрпризов, — рассказывал мне как-то ведущий инженер-программист. — Идеальная предстартовая проверка ПО — та, где все тесты показывают зелёный свет с первого раза».
В этот момент запускается серия виртуальных симуляций, моделирующих различные этапы полёта и потенциальные нештатные ситуации. Каждое отклонение фиксируется и анализируется. Если обнаруживается критическая проблема — запуск могут отложить.
T-6: Точка невозврата
За шесть часов до старта наступает своеобразная «точка невозврата». Многие системы уже невозможно деактивировать без серьёзных последствий. У команды остаётся всё меньше возможностей для манёвра в случае возникновения проблем.
В центре управления полётами проводится финальное совещание, на котором каждое подразделение докладывает о готовности:
- служба наземного обеспечения;
- метеорологи;
- инженеры по системам;
- группа управления полётом;
- служба безопасности.
Только получив подтверждение от всех, руководитель полёта даёт добро на продолжение предстартового отсчёта. На этом этапе изменения в полётное задание уже не вносятся — ракета «знает», что ей делать.
T-3: Последние приготовления
За три часа до пуска территория вокруг стартовой площадки очищается от всего персонала, кроме критически необходимого. Устанавливается режим ограниченного доступа, а периметр тщательно охраняется.
В случае пилотируемого полёта экипаж начинает процедуру посадки в космический корабль. Эта процедура сама по себе занимает около двух часов — нужно не только занять места, но и подключить системы жизнеобеспечения, провести проверку связи и убедиться в герметичности корабля.
Параллельно начинается процесс охлаждения двигателей — металл должен постепенно адаптироваться к экстремально низким температурам криогенного топлива, чтобы избежать термических напряжений при запуске.
T-1: Автоматика берёт контроль
За час до старта управление процессами переходит к автоматическим системам. Человеческий фактор сводится к минимуму. Компьютеры отслеживают тысячи параметров в секунду и способны мгновенно реагировать на отклонения.
Начинается финальная термостабилизация ракеты. Испарившееся из-за естественного нагрева топливо постоянно дозаправляется. На ракете включаются все резервные системы электропитания.
За тридцать минут до старта проводится последняя проверка метеоусловий. Если скорость ветра превышает допустимые значения или в радиусе нескольких километров обнаружена грозовая активность — запуск будет отложен.
T-0: Момент истины
Последние минуты перед стартом — самые напряжённые. Почти все системы работают автономно. За 10 секунд до старта включается система водяного подавления акустических колебаний — огромные объёмы воды выливаются под стартовый стол для поглощения разрушительной звуковой волны от двигателей.
За 3 секунды запускается зажигание двигателей первой ступени. На мгновение ракета замирает на стартовом столе — двигатели выходят на рабочий режим, а компьютеры проверяют параметры тяги.
И вот он — момент истины! Отделяются удерживающие зажимы, и многотонная конструкция начинает медленное движение вверх. Двадцать четыре часа напряжённой работы сотен людей воплощаются в величественном зрелище покорения гравитации.
Часы после старта: расслабление и анализ
Ошибочно думать, что после старта команда может выдохнуть с облегчением. Первые минуты полёта часто самые критичные. Когда ракета скрывается из виду, начинается скрупулёзный анализ телеметрии. Как работают двигатели? Держится ли расчётная траектория? Все ли системы функционируют штатно?
Только после выхода на орбиту или успешного отделения полезной нагрузки можно говорить о завершении миссии. Впрочем, даже тогда инженеры продолжают анализировать данные — каждый пуск даёт бесценную информацию для улучшения следующих миссий.
Космос не прощает ошибок, и за кажущейся простотой трансляций космических запусков скрывается титанический труд тысяч людей, миллионы часов разработок и тестирований. И всё это ради нескольких минут полёта, открывающих человечеству дорогу к звёздам.