Польза раннего развития несомненна - известно, что дети, с которыми занимаются с раннего возраста, впоследствии легче адаптируются к учебному процессу, быстрее усваивают новые знания, лучше учатся. При этом лучший способ развития в раннем возрасте - это игра. Занятия в игровой форме позволяют развивать важнейшие составляющие интеллекта: память, внимание, логическое мышление и т.п., делая сам процесс развития интересным для ребенка. Игры с детьми до года, таким образом, становятся фундаментом для будущего образования малыша, важнейшим слагаемым его успешного и быстрого развития.
От простого к сложному
Знакомство ребенка с миром игр стоит начинать с самых простых развлечений, постепенно усложняя их по мере того, как малыш будет расти. В таблице, приведенной ниже, вы можете ознакомиться с рекомендациями по выбору игр в соответствии с возрастом ребенка.
3 месяца |
6 месяцев |
9 месяцев |
12 месяцев |
Виды игр |
|||
Пальчиковые, потешки, стишки |
Пальчиковые, игры с простыми игрушками, катание предметов |
Догонялки, простые игры с мячом, игры с пирамидками, формочками, кубиками |
Активные игры, занятия с конструкторами, игры с машинками, музыкальными игрушками и т.п. |
Развитие с помощью игры |
|||
Ребенок учится распознавать интонации, начинает развиваться мелкая моторика, улучшаться координация движений |
Знакомство со свойствами, формой, цветом предметов, развитие внимания, ловкости |
Физическое развитие, «взаимодействие» с предметами, развитие логики и пространственного воображения |
Развитие внимания, совершенствование координации движений, решение более сложных логических задач и т.п. |
Уже в 2-3 месяца малыш с удовольствием играет с мамой и папой - важно лишь предлагать ему подходящие, не слишком сложные и интересные, веселые игры. Всем известная и очень простая игра «Идет коза рогатая» оказывается не только веселым, но и полезным развлечением: ребенок учится распознавать разные интонации голоса, реагировать на них (стишок сначала читается медленно, низким, тихим голосом, а ближе к концу - с увеличивающимся темпом, более громким голосом). Среди любимых малышами потешек - «Сорока-Белобока», «Где же наши ручки?» и многие другие. Эти веселые и несложные стишки впоследствии помогут развивать речь, координацию движений, мелкую моторику.
Малыши, уже умеющие сидеть, обожают «Поехали, поехали в лес за орехами» (ребенок слегка подкидывается на коленках). В этом же возрасте можно расширять «арсенал» пальчиковых игр, предлагать ребенку пальчиковую гимнастику - такие развлечения очень полезны для интеллектуального развития.
Наконец, в полугодовалом возрасте дети начинают играть в игрушки - простые конструкторы, пирамидки, кубики просто незаменимы для них. Такие игрушки помогут развивать координацию движений, занимаясь с ними, малыш получит первые представления о форме, цвете, свойствах предметов. В этом же возрасте можно предлагать малышу машинки, мячики - дети обожают катать их.
Ближе к году ребенок сможет освоить и более сложные игры. Например, занятия с музыкальными игрушками и книжками, игры в Угадай кто? (мама или папа показывают разных животных в книге, а ребенок «называет» их «Му», «Мяу» и т.п.). Или обратный вариант - взрослый называет животное, а ребенок находит его на картинке.
Подросшие детки также обожают активные игры, любое движение доставляет им огромную радость. Если ребенок уже начал ползать или даже ходить, можно предложить ему догонялки - взрослый «догоняет» малыша или наоборот. Также можно покидать друг другу маленький мячик, покатать друг к другу машинки - несмотря на то, что подобные развлечения являются очень простыми, они подолгу не надоедают детям.
Пользу активной игры с детьми до года сложно переоценить. Во-первых, малыш учится двигаться, что в этом возрасте очень важно. Активные игры помогают крохе окрепнуть, стать более ловким, начать тренировать реакцию. Маленькие непоседы, с удовольствием играющие в активные игры, вырастают более крепкими и здоровыми. А дети, с которыми мамы и папы специально занимаются гимнастикой в раннем возрасте, впоследствии добиваются более высоких результатов при занятиях спортом.
Чтобы игра приносила радость малышу
Малышу в возрасте до года для игры практически всегда нужно участие взрослого: во-первых, за крохой нужно следить, а во-вторых, именно мама или папа обычно оказываются главными «организаторами» развлечений.
Заинтересовать малыша игрой не сложно - можно показать ему, как играть, на своем примере, дать игрушку, просто начать играть с ребенком, одновременно оценивая его реакцию. Последнее очень важно: ребенку должна нравиться игра, он должен получать удовольствие. Для того, чтобы так оно и было, достаточно соблюдать несколько несложных правил:
-
игры не должны быть монотонными или слишком долгими - примерно раз в 15 минут нужно менять занятие, переключать внимание ребенка на что-то еще;
-
если ребенок недоволен игрой, надувает губки, отталкивает игрушку или собирается расплакаться, стоит предложить ему другое занятие;
-
игры должны подбираться с учетом возрастных особенностей ребенка: они не должны быть слишком сложными для малыша, важно, чтобы ребенок смог быстро понять правила игры и моментально включиться в игровой процесс;
-
наконец, важно помнить о безопасности, особенно, если вы предлагаете ребенку активные игры: стоит контролировать процесс игры так, чтобы ребенок не получил травму.
Игры с детьми до года - это настоящая «палочка-выручалочка» не только в аспекте развития, но и во многих бытовых ситуациях. Если у малыша плохое настроение, можно попросту отвлечь его от переживаний с помощью игры. Заниматься любыми повседневными делами (умываться, делать гимнастику и даже кушать) интереснее в игровой форме.
Игра может даже помочь уложить ребенка спать - с помощью пальчиковых кукол или игрушек покажите малышу небольшое представление, пусть артисты пожелают ему спокойной ночи и сами отправятся спать. Главное - не ограничивать свою фантазию и давать ребенку возможность знакомиться с новым для него миром в самой интересной и простой форме - в форме игры.