Макрофотография и пейзажная съемка часто сталкиваются с одной и той же проблемой – ограниченной глубиной резкости. При съемке мелких объектов крупным планом или обширных пейзажей с близко расположенным передним планом бывает невозможно добиться того, чтобы и ближайшие, и самые дальние детали были одинаково резкими на одном снимке. Именно здесь на помощь приходит техника фокус-стекинга (focus stacking), или брекетинга по фокусу.
Фокус-стекинг – это метод получения изображения с большой глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП) путем объединения нескольких кадров одного и того же сюжета, снятых с разной точкой фокусировки. Эта техника позволяет преодолеть физические ограничения оптики и добиться идеальной резкости по всему кадру, от переднего плана до бесконечности.
Хотя фокус-стекинг требует определенных усилий как на этапе съемки, так и при последующей обработке, результат часто превосходит все ожидания, позволяя создавать потрясающе детализированные и резкие изображения, недостижимые при обычной съемке. Для чего же конкретно используется эта техника и как она работает?
Преодоление ограничений глубины резкости
Основная причина использования фокус-стекинга – необходимость получить большую глубину резкости, чем позволяет оптика при данных параметрах съемки. В каких ситуациях это особенно актуально?
-
Макрофотография. При съемке очень маленьких объектов (насекомые, цветы, ювелирные изделия) с большим увеличением глубина резкости становится ничтожно малой, буквально доли миллиметра. Даже при максимально закрытой диафрагме (f/16, f/22 и более) невозможно сделать резким весь объект целиком. Фокус-стекинг позволяет "собрать" резкость по всему объему объекта из серии кадров.
-
Пейзажная фотография. Часто фотографы хотят получить резкое изображение как объектов на переднем плане (камни, цветы, трава), так и удаленных элементов пейзажа (горы, облака). При использовании широкоугольных объективов и фокусировке на гиперфокальное расстояние можно добиться приемлемой резкости, но для максимальной детализации по всему кадру, особенно при наличии очень близкого переднего плана, фокус-стекинг незаменим.
-
Предметная и каталожная съемка. При фотографировании товаров для каталогов или рекламы часто требуется идеальная резкость всех деталей продукта, что не всегда достижимо одним кадром, особенно если объект имеет сложную форму или вытянутую структуру.
Фокус-стекинг позволяет обойти ограничения, связанные с дифракцией (потерей резкости на слишком закрытых диафрагмах), и получить максимально резкое изображение при оптимальных значениях диафрагмы объектива (обычно f/8-f/11).
Процесс съемки для фокус-стекинга
Съемка для последующего стекинга требует аккуратности и соблюдения определенных правил:
-
Штатив. Камера должна быть абсолютно неподвижна во время съемки всей серии кадров. Использование прочного штатива обязательно. Желательно также использовать пульт дистанционного управления или таймер спуска затвора, чтобы избежать малейших вибраций при нажатии кнопки.
-
Ручной режим (M). Все параметры съемки (выдержка, диафрагма, ISO, баланс белого) должны быть установлены вручную и оставаться неизменными для всей серии. Это обеспечит одинаковую экспозицию и цветопередачу на всех кадрах.
-
Ручная фокусировка (MF). Автофокус необходимо отключить. Фокусировка будет меняться вручную от кадра к кадру.
-
Съемка серии. Начинать съемку лучше с фокусировки на самой ближней точке объекта/сцены, которую вы хотите видеть резкой. Затем, с каждым последующим кадром, нужно плавно сдвигать точку фокусировки немного дальше, пока не будет охвачена самая дальняя нужная точка. Важно, чтобы зоны резкости на соседних кадрах немного перекрывались – это обеспечит плавное "сшивание" изображения программой.
-
Количество кадров. Зависит от глубины сцены, используемого фокусного расстояния, диафрагмы и желаемой степени детализации. В макросъемке могут потребоваться десятки или даже сотни кадров, в пейзаже – от 2-3 до 10-15.
Некоторые современные камеры имеют встроенную функцию брекетинга по фокусу, которая автоматически снимает серию кадров с заданным шагом смещения фокуса, что значительно упрощает процесс.
Обработка: сборка финального изображения
После того как серия кадров снята, начинается этап постобработки. Специализированное программное обеспечение анализирует каждый кадр серии, находит наиболее резкие области и объединяет их в одно финальное изображение с максимальной глубиной резкости.
Популярные программы для фокус-стекинга:
-
Adobe Photoshop. Имеет встроенные инструменты для автоматического выравнивания слоев и их смешивания по резкости (Auto-Align Layers, Auto-Blend Layers). Подходит для несложных случаев с небольшим количеством кадров.
-
Helicon Focus. Специализированная программа, считающаяся одной из лучших для фокус-стекинга. Предлагает различные алгоритмы сшивки, инструменты для ретуши и коррекции артефактов, работает быстро и эффективно даже с большим количеством кадров.
-
Zerene Stacker. Еще одна мощная специализированная программа, популярная среди макрофотографов. Также предлагает продвинутые алгоритмы и инструменты для получения качественных результатов.
-
Affinity Photo. Достойный конкурент Photoshop, также имеющий встроенную функцию стекинга по фокусу.
Процесс обработки включает загрузку всей серии кадров в программу, выравнивание изображений (для компенсации возможного микросмещения перспективы при перефокусировке) и запуск алгоритма стекинга. Программа сама определяет и объединяет резкие участки. Иногда может потребоваться ручная коррекция мелких артефактов на стыках зон резкости.
В результате получается изображение с невероятной детализацией и глубиной резкости, которое было бы невозможно получить иным способом. Фокус-стекинг открывает новые творческие возможности в макро-, пейзажной и предметной фотографии, позволяя фотографам воплощать свои самые смелые идеи с безупречной технической реализацией.