Бизнес и предпринимательство — сложный вид человеческой деятельности (в постсоветской стране — еще и "грязный"), направленной на получение прибыли путем обмена денег на товар и наоборот.
Неограниченное, без какого-либо внутреннего контроля стремление к обогащению имело место во все исторические времена. Но на смену ему пришел "дух" капитализма как в определенной степени нормированный стиль жизни, своеобразная этика. В капиталистическом (рыночном) обществе прагматические интересы доминируют над всем, деньги превращаются в своеобразный фетиш, процветает индивидуализм.
Капитализм создает необходимых себе хозяйственных субъектов — предпринимателей и рабочих — путем экономического отбора. В бизнесе, как в любой сфере общественного производства, находят применение основные нравственные категории: добро и зло, справедливость (с моральной точки зрения) и несправедливость, правильное и неправильное поведение (поступок, выбор и т.п.).
Моральные нормы выполняются добровольно, по собственной воле благодаря образованию, общей культуре и воспитанию. Этим они отличаются от религиозных заповедей, соблюдение или несоблюдение которых может награждаться или наказываться Всевышним.
Правовые же нормы имеют механизм принуждения, поскольку их нарушение карается по закону. В философии существуют две концепции относительно моральных принципов: моральный идеализм и утилитаризм (польза, собственная выгода). Первый направлен на защиту интересов потребителей, второй — материальных интересов бизнесменов.
В развитых капиталистических странах с установившимися правилами предпринимательства удовлетворение личных интересов возможно при условии пользы обществу. Отечественный бизнес еще далек от цивилизованного честного предпринимательства.
Помимо прочего, об этом свидетельствует отсутствие корпоративной социальной ответственности, которая существует в странах с развитой рыночной экономикой. Там социальная ответственность является морально-этической составляющей бизнеса, осуществляется добровольно, без принуждения и предусматривает ведение открытой, честной конкуренции, социальную и экологическую маркировку продукции. Однако быстрое обогащение, в частности транснациональных корпораций, приводит к игнорированию ими моральных норм ведения бизнеса.
Здесь важную роль приобретает социальный аудит — оценка целей, стратегии и практики предпринимателей относительно социальной ответственности. Немецкий социолог М. Вебер, исследуя "дух капитализма", раскрыл нравственные предписания западноевропейского и американского капиталистического хозяйствования (начало ХХ в.) — честность, пунктуальность, исполнительность, умеренность и т.д., отметив, что все они носят утилитарный характер. Ученый связывал "дух капитализма" с христианской этикой, однако не считал ее причиной появления капиталистической системы хозяйства. По его концепции, христианские ценности способствовали пересмотру представлений о смысле жизни и роли экономических факторов, формированию светской рациональной аскезы и специфической хозяйственной этики.
Влияние православия на эти процессы М. Вебер исследовал косвенно, замечая, что между восточной и западной ветвями христианства большой разницы нет. Он даже считал православную антропологию более оптимистичной, чем кальвинизм, поскольку человек выступает объектом Божьей любви, а не просто греховным существом. Но в сфере хозяйственных и культурных преобразований православие оставалось скорее пассивным, мистически-созерцательным, чем прагматичным.
В современных реалиях не ослабевает интерес ученых к изучению проблем соотношения морали с экономическим развитием и отношения к этому различных христианских конфессий. Оказывается, что оно неодинаково у протестантов, католиков и православных. Протестантизм способствовал становлению предпринимательской этики, католики проявляют нейтральность к предпринимательству. Православные труд одобряют, а предпринимательство как средство обогащения осуждают.
Предметно можно сказать так: в странах, где исповедуется протестантизм, бизнес-деятельность не противоречит общепринятым морально-этическим нормам. Предприниматели там уважительно относятся к законам, платят большие налоги ради сохранения социального спокойствия, действуют благоразумно, с чувством меры, избегают показной роскоши — расточительство с моральной точки зрения там порицается. В католических странах ценится добросовестный труд, а мошенничество и жестокое обращение с подчиненными считается греховным. Православная вера, одобряя работу, осуждает прагматизм и спекулирование.