Дети с первых дней являются естественными эмпатами. Они умеют плакать, когда родители расстроены или разгневаны, и успокаиваться через некоторое время после того, как заботы родителей исчезают. Поэтому колыбельные действуют. Их невозможно петь в гневе. Нужно быть спокойным, потому что именно эмоции, тембр и тон голоса влияют на внутренний мир ребенка и его спокойный сон. Я всегда отлично справлялся с этим, потому что спокойствие является моим естественным состоянием. К сожалению, с другими эмоциями в моем случае гораздо хуже.
Моя исповедь
Это качество мне не нравится. Раньше я просто не любил его, сейчас сознательно с ним борюсь. У меня огромные проблемы с выражением чувств. Всегда завидовал тем, кто умеет прыгать от счастья в порыве эйфории. Я всегда могу улыбнуться, могу даже попрыгать. Но я не чувствую такой необходимости.
Я думаю, что снижение эмоционального порога в моем случае было вызвано сознательным ограничением негативных эмоций. В какой-то момент я заметил, как много теряю, реагируя эмоционально, руководствуясь гневом или страхом. Мне захотелось стать таким, чтобы никто не мог вывести меня из состояния равновесия. И мне это удалось. Однако я не знал, что не могу иметь рыбок без аквариума. С одной стороны, я достиг успеха и стал спокоен, как вагон монахов (а если кому-то удавалось меня разозлить, то я быстро возвращался к своей пещере и подземелью мести). С другой стороны, я не мог наслаждаться эмоциями. Совсем.
Чувства робота
Очень трудно быть родителем, который знает, что его эмоциональным эквивалентом является R2D2. Чувства очень важны в жизни ребенка. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше имел возможность изучить весь спектр эмоций и понять их. Позже приходит время для изучения выражения этих эмоций и их контроля. Чем старше ребенок, тем более сложные эмоции будут появляться в его мире, поэтому мы должны поставлять эти знания постепенно.
Детская радость
Только дети разбудили во мне желание вернуться в мир эмоций. Я хотел с ними переживать все эти прекрасные моменты. Я хотел наслаждаться по-настоящему! И наконец я узнал, что можно одновременно переживать эмоции и господствовать над ними. Не нужно выбирать одно в пользу другого.
Это еще одно достижение в моем длинном списке, которым я обязан моим детям. Они из этой системы, конечно, тоже получают преимущества. Им легче реагировать на мои намерения, когда мое лицо не напоминает каменную маску. Дошло до того, что в последнее время, даже смотря сказки, я могу прослезиться. Казалось бы, крайность. Но, несмотря на это, нынешнее состояние гораздо больше мне подходит. Благодаря этой особой трансформации я понял – эмоции важны как в моей жизни, так и в жизни моих детей.
Эмоциональные разговоры
С некоторого времени я начал вести с детьми разговоры об эмоциях. Дети, которые понимают, откуда берутся эмоции и чем они обусловлены, безусловно, лучше будут ими управлять.
Ниже помещаю несколько вопросов, которые я использую в разговорах с моими детьми (с младшим). Вы не найдете там идеальных ответов на заданные вопросы. Только такие, как вижу их я. Призываю каждого попытаться создать свои собственные ответы. Может быть, удастся это сделать вместе с детьми?
Что такое гнев?
Гнев появляется, когда мы находимся в такой ситуации, в которой не хотели бы быть. Можешь ли ты привести примеры? Как можно справиться со злостью? Быть плохим – неправильно?
Что такое печаль?
Грусть – это когда мы хотим того, чего у нас нет, и чувствуем себя бессильными. Что вас в последнее время потрясло? Чем отличается печаль от гнева?
Что такое радость?
Радость – это когда наши мечты исполняются. Даже эти малюсенькие. Вы думаете, что стоит исполнять мечты? Почему? Приведите примеры своей мечты.
Чувства – это плохо или хорошо?
Есть ли у нас на это влияние? Можно ли не чувствовать злость или счастье? Если мы не контролируем наши чувства и эмоции, то на что мы можем повлиять?
Чувства нейтральные
Я думаю, что некоторым родителям также пригодится знание о нейтралитете чувств. То, что мы делаем под влиянием эмоций, конечно, подлежит оценке, но сами чувства этой оценке подлежать не могут. Так же можно было бы оценивать в терминах добра и зла ветер или солнечные лучи. Ни в коем случае мы не должны отрицать (или, наоборот, атаковать) чувства ребенка. Если ему плохо или он расстроен, пусть грустит. Если грустно, пусть плачет. Если ребенок счастлив, пусть прыгает от радости.
Нелегко сдерживать отрицательные природные рефлексы. Для нас они тоже являются естественными. Если кто-то никогда не кричал на ребенка в гневе, пусть первый бросит камень. Вместо того чтобы сдерживать чувства и избегать их ("перестань плакать сейчас же!"), подскажите ребенку, как с ними справиться. Кстати, это поможет нам самим понять наши эмоции и лучше над ними господствовать.