Будущие мамы знают из школьной программы, что маленький человек внутри них вначале похож на рыбку, потом на земноводное, далее на пресмыкающееся, затем на млекопитающее и, наконец, на человека.
К тому времени у плода есть все органы чувств, с их помощью он воспринимает окружающий мир, мыслеобразы матери, её чувства. Ребёнок чувствует теплоту и нежность прикосновений стенок матки, различает запахи и вкус околоплодных вод, приглушенные звуки и свет. Слышит сердцебиение, голос, шуршание одежды, ток крови по её сосудам. Испытывает ощущения комфорта, тепла, единства с окружающим миром, постоянное присутствие кого-то сильного и любящего рядом.
В это время мама для него - это Вселенная, это дом, который он воспринимает как свой.
Ни одна мамина эмоция или мысль не проходит мимо ребенка. Его тело учится чувствовать сигналы, приходящие извне. Они могут нести положительный импульс в пространство ребенка, если это хорошие мысли и чувства. Но может быть и так, что мама не желает или боится рождения малыша, переживает неприятности, страх, сильные эмоции. При этом организм женщины выбрасывает в кровь адреналин и другие стрессовые гормоны.
Все стрессы матери влияют на ребенка. Материнские гормоны проникают через плацентарный барьер и попадают в кровь её плода, у которого может возникнуть кислородное голодание тканей из-за недостаточности кровообращения при стрессовом сужении сосудов, питающих плаценту и внутренние органы. У малыша учащается сердцебиение, появляется дискомфорт, чувство непонятной тревоги. Таков начальный процесс возникновения микротравм: происходит гибель клеток, в том числе нейронов мозга, чувствительных к недостатку кислорода. Малыш может ощутить себя одиноким, покинутым, наедине с огромным миром, таящим угрозу. Это первичный стресс.
Любая сильная эмоция матери, резкий перепад настроений передаются ребёнку через пуповину за счет изменения состава крови и через непосредственное восприятие эмоций мамы, как будто они обращены к нему.
Каждая клеточка ребёнка запоминает это состояние на уровне хромосом. Получается, что уже во время внутриутробного развития в его нервной системе формируются определённые реакции, становящиеся привычными.
Вспомните пословицу: «Посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». Привычки «сеются», начиная с зачатия. Причём на каждой стадии рождения (а их 4) формируются свои типовые реактивные привычки. Зная характер человека, даже можно предположить, как он рождался. Именно поэтому в древние времена будущую мать оберегали, окружали покоем и красотой, чтобы она получала только положительные впечатления, слушала красивую музыку, смотрела красивые картины и вкладывала самые здоровые, чистые материи в создаваемое ею дитя. Ведь в это время ребёнок приобретает первичный опыт, оставляющий самый глубокий след в психике, влияющий на него всю жизнь.
99% общения в период беременности происходит напрямую - без интерпретации, без речи, без музыки и т.д. Поэтому в этот период следует быть осторожными и отслеживать свои мысли и чувства. Стараться не давать негативные оценки происходящему и вообще лучше никак не интерпретировать, а просто воспринимать жизнь в ее разнообразии и наслаждаться этим процессом. И, конечно, общаться с будущим малышом. Даже не обязательно словами и вслух. Нужно постараться почувствовать точку контакта в душе ребенка и отдаться начинающемуся процессу общения. То, что происходит во время подлинного психического контакта между матерью и ребёнком, не поддаётся описанию и анализу. Эффект потрясающий, он дает огромное количество разнообразных благоприятных изменений во многих сферах. Для тех женщин, которые прошли через это хотя бы однажды, это очевидно.
И всегда помните, что ребенок - не пустая кукла. Начиная с зачатия, он впитывает как губка образец материнского поведения. Ругается ли мама матом или общается с природой и испытывает положительные эмоции - все отразится на личности и мировосприятии будущего человека.