До выхода Company of Heroes 2 подвиги солдат в видеоиграх воспринимались как обязательная часть программы развлечений. Под громкую оркестровую музыку сотни вооруженных винтовками людей падали замертво под пулеметным огнем, погибали, защищая родину, выполняли задания, какими бы абсурдными они ни казались. До Company of Heroes понятие «историческая достоверность» мало что значило. В играх могли нарисовать форму строго по картинкам из энциклопедии, сделать точные модели танков, оружия, не перепутать даты, показать карту и разрисовать план наступления. Этим все и ограничивалось: воспроизводить битвы по архивным записям бессмысленно, потому что речь идет об интерактивном развлечении, где все решения должен принимать игрок; в противном случае получается боевая фантастика в духе Red Alert.
В ситуации с Company of Heroes 2 об исторической достоверности говорить приходится. Целевая аудитория игры в России – это все те люди, которые одиннадцать классов школы послушно выстраивались в актовом зале на 9 мая или 23 февраля, зачитывая одни и те же стихи про войну. Которым с ранних лет рассказывали о подвигах советских солдат и прививали патриотизм именно в этом ключе. Это правильно. Проблема в том, что до Company of Heroes 2 тема «плохие русские» никак не перекликалась с темой Второй мировой войны. Игры про подвиги солдат были шаблонными, с одними и теми же вау-эффектами, где о советской стороне говорили либо хорошо, либо между делом.
В Company of Heroes 2 о советских солдатах говорят плохо: может показаться, что их изображают предателями, дезертирами и рабами, чьи жизни ничего не значат. Тем не менее большая часть эпизодов в игре основана на реальных исторических событиях, отражение которых мы видим в художественной литературе (сериалы «Жизнь и судьба», «Освобождение»), мемуарах и исторических документах. Вопреки мнению авторов петиций, призвавших запретить продажу игры (что частично возымело действие), виной этому вряд ли является осознанная попытка авторов «рассказать всю правду» и излить как можно больше разоблачений. Откровенно говоря, в Company of Heroes 2 просто чудовищно нелепый и скучный сюжет. Внимание к отдельным персонажам необходимо для того, чтобы сделать кампанию более драматичной, в то время как перечисленные «разоблачения» используются абы как – не сильно вдаваясь в подробности, авторы попросту выжимают из игрока эмоции. Выглядит это также наиграно, но раз дело касается войны, то для пятнадцати тысяч человек (столько подписей собрала петиция против игры в России) это еще и оскорбительно – просто потому, что в школе рассказывали совсем не то.
Между тем речь идет всего лишь о компьютерной игре, о вымысле, не претендующем ни на что, кроме возможности исполнить единственную свою функцию – развлекательную. Подразумевается, что при виде сцен с сожжением домов игрок не будет радоваться: напротив, он будет до глубины души потрясен. Но это не учебник истории и не совсем кино. Обычно, когда авторы видеоигр собираются разбавить какие бы то ни было исторические события своей фантазией или привлекают известных исторических личностей, они оставляют несколько путей для отступления. Например, говорить «об исторической достоверности» в Assassin's Creed III глупо, потому что события происходят где-то на задворках сознания главного героя, т.е. все это вполне может оказаться бредом. Разработчиков в плане творчества – и неважно, говорим ли мы сейчас о Relic или Rockstar Games – сковывают только некие международные ограничения и общепринятые этические нормы. Другими словами, в играх нельзя убивать детей, показывать нацистскую символику (в Японии можно), демонстрировать половые сношения во всех подробностях, а также убивать действующих политических деятелей (да и вообще любых, кроме диктаторов вроде Гитлера). Предъявлять претензии ко всему остальному – все равно что запретить людям писать про Сталина, Гитлера и наложить табу на всю историю двадцатого века.
Мы видели много «плохих русских» – собственно, «добрых» персонажей поп-культуры среди русских вспомнить сложно. Игры были разные: русские террористы угрожают миру новым оружием; СССР захватили весь мир, и остался только один очаг сопротивления (разумеется, США); бородатый верзила в спортивных трусах пляшет с Горбачевым и раздает тумаки мировому пролетариату, пока на фоне переодетые в пьяных бабушек сотрудники КГБ ждут поезд. Это «клюква». Это смешно.
До настоящего времени в России только одна игра послужила поводом для околополитической шумихи: Modern Warfare 2 с эпизодом, когда герой в группе террористов расстреливает мирных граждан в российском аэропорту. Разумеется, ситуация несколько отличалась от реальной: игрок мог вообще ни в кого не стрелять, саму эту историю можно трактовать по-разному, а этот самый уровень из российской версии игры попросту убрали. Стало ли легче от этого российским игрокам и обрели ли они больше праведности – история умалчивает.
Не надо думать, что все это Россия такая особенная страна. Пока пользователи торрент-трекеров отчаянно борются за свое «право» бесплатно скачивать все что угодно и выступают против антипиратского закона, другие выступают в защиту ЛГБТ-движения и почему-то между делом просят выпустить на свободу Pussy Riot. Все это привлекает все больше и больше внимания к стране, в которой, как ни странно, с цензурой в видеоиграх пока проблем не было. Необходимо пояснить: когда в Японии говорят, что насилие над японскими солдатами в Call of Duty: World at War оскорбительно, правительство запрещает распространение игры на территории страны. В Сингапуре пробовали запретить Mass Effect 3 за пропаганду однополых романтических отношений – и хотя запрет не протянул долго (в итоге игре просто повысили возрастной рейтинг), какое-то время граждане Сингапура провели без возможности насладиться космической одиссеей. Саудовская Аравия – по понятным причинам – вовсе обошлась без Call of Duty: Modern Warfare. В Германии под запретом оказываются, судя по всему, вообще все жестокие игры. При этом жестокость может быть разная: расчленять – нельзя, сжигать заживо – тоже, нельзя даже бить головой об грязный унитаз в общественной уборной – это тоже проявление крайней, неоправданной жестокости. Сложнее всего в Австралии: там запрещают, кажется, все, о чем будет потом стыдно рассказать маме. Правда, запрет часто направлен не на игру в целом, а на часть ее содержания, поэтому релизы для этого региона (Left 4 Dead 2 или Saints Row IV) часто специально модифицируются разработчиками.
Так вот, ничего подобного в России до этого момента не было. Правительство настояло на введении системы рейтингов, но разве это как-то ущемило свободу слова, повлияло на содержание игр? Ситуация с Company of Heroes 2 абсурдна потому, что инициаторами запрета выступили сами игроки. Не в силах смириться с чьей-то разгулявшейся фантазией (или реальными историческими фактами – в данном случае это не имеет никакого значения), взрослые люди (игра продается с рейтингом 18+, то есть как минимум на первом курсе института им должны были рассказать про Сталина чуть более подробно, чем написано в «Вики») создали петиции с требованием запретить продажу игры. Не внести изменения, не убрать злосчастные эпизоды, а сразу запретить, потому что это оскорбляет их чувства и порочит облик советского солдата. Игру из продажи изъяли, но событие незамеченным не останется. Когда в России запретят новый Mass Effect или Dragon Age, те же пятнадцать тысяч доморощенных интернет-патриотов побегут создавать петиции про ущемление прав ЛГБТ-движения в России. Когда в следующем выпуске Battlefield Россию и Китай заменят на «каких-то славян» и «каких-то азиатов», а мультиплеер оставят только для отдельного региона, эти же патриоты будут плакать и обижаться – дескать, почему же нас не пускают воевать со всем миром.
Между тем Company of Heroes 2 не учит истории. Когда человек в восемнадцать лет изучает историю своей страны по видеоиграм – это на самом деле печально.