Каждый третий пользователь интернета использует поисковую систему в качестве отправной точки входа во всемирную сеть. Это не удивительно, ведь каждый из нас большую часть времени за компьютером проводит в поисках полезной информации, а благодаря поисковым системам получение нужных данных происходит за считанные секунды.
В последнее время наблюдается тенденция увеличения поисковых запросов коммерческого характера, что означает лишь одно: поисковая платформа является одним из наиболее перспективных методов развития коммерческой структуры. Однако не все готовы соблюдать правила, установленные поисковыми «гигантами». Многие компании стремятся достичь положительных результатов за максимально короткий период. Именно так и зародился метод «черного» продвижения сайта в ТОП под названием поисковый спам.
Что такое поисковый спам?
Поисковый спам – это SEO-инструмент, с помощью которого веб-мастера могут эффективно повысить количество выдаваемых запросов по своему сайту в ТОПе крупнейших поисковых систем. Этот инструмент включает в себя совокупность определенных методов для «черной» оптимизации. Достижение цели не всегда может себя оправдать. Например, улучшив за короткий период свои позиции в рейтинге, вы рискуете попасть в список заблокированных веб-сайтов, наполненных спамом.
Зачастую начинающие веб-мастера собственноручно запускают мину замедленного действия, используя опасные способы поискового спама. Многие из них об этом даже не подозревают. К примеру, покупка ссылок на платных площадках более посещаемых ресурсов – один из самых распространенных методов поискового спама (© Yandex). Сейчас поисковые роботы при некачественной реализации не обращают на такой способ продвижения внимания и в редких случаях даже отсеивают из индексации подобные веб-сайты.
Различные понятия
У термина «поисковый спам» существует несколько вариантов трактовки от ведущих поисковых компаний на территории стран СНГ. К примеру, Яндекс описывает подобные методы как поисковый спам, а в компании Google термин носит название «вебспам». Конкретных определений со стороны вышеназванных IT-компаний не дается. Однако в одном из блогов представители Google описали официальное понимание поискового спама:
«Вебспам» – своего рода мусор, отображаемый в поисковой выдаче. К категории мусора относятся в основном те сайты, которые стараются попасть на лидирующие позиции в ТОПе путем обмана поисковых систем, нарушая тем самым критерии качества предоставляемого интернет-ресурсами контента.
Классификация поискового спама
В зависимости от формы распространения поисковый спам принято разделять на несколько видов.
Контекстный
Метод, основанный на насыщении поискового робота ключевыми словами, расположенными по всему веб-документу. Перенасыщение страниц ключами – один из частых случаев контекстного спама и один из самых эффективных методов продвижения веб-ресурса в поисковиках. В такой форме он не страшен.
Существуют и другие, более изощренные методы его применения. Например, использование цвета текста, идентичного или схожего с цветом фона веб-страницы, заполнение контента сайта шрифтом размером в 1 пиксель и другие подобные случаи. Такой контекстный спам уже неэффективен, поскольку алгоритмы фильтрации подобных случаев были усовершенствованы и с легкостью выявляют сайты, нарушающие данный регламент.
Ссылочный
Еще недавно занимал вторую строчку по частоте использования, но уже возглавил лидирующую позицию по поисковому спаму. Основная задача – неестественное распространение и дальнейшее управление внутренними и внешними ссылками конкретного веб-сайта. Такой способ спама считается безвредным, так как роботы поисковиков не в состоянии (пока что) самостоятельно определить время появления ссылки на интернет-ресурс или исходящей из него. Пренебрегать этим не стоит, так как использование ссылочного спама в крупных масштабах может также привести сайт к негативным последствиям.
Поведенческий
Самый молодой способ с невероятным потенциалом. Именно по этой причине он так быстро набирает популярность. Суть его действия заключается в накрутке поведенческих факторов. Единственный минус такого спама – необходимость постоянных финансовых затрат, но его эффект того стоит. В связи с отсутствием средств для борьбы с поведенческим спамом веб-мастера успешно используют его для продвижения своих ресурсов.
Методы обнаружения вебспама
Ранжирование страниц веб-сайтов происходит по строгой формуле расчета основных показателей качества ресурса: релевантность, полезность для пользователей, авторитетность и посещаемость. Отметим, что величина коэффициента вычисляется непрерывными методами, а не бинарным (показывает: спам есть или его нет), как многие думают.
Например, руководство компании Google серьезно подошло к подобным спамовым нарушениям со стороны веб-мастеров. Для этого было организовано два отдела:
-
Первый, под названием Search Quality Team, занимается качественными показателями выдачи поисковых запросов. Специалистами этого подразделения был разработан алгоритм под названием «Панда», который представляет собой формулу ранжирования качественных страниц веб-сайтов.
-
Второй отдел Web Spam Team ведет борьбу с поисковым спамом. Для этого используется собственная разработка – алгоритм «Пингвин». Стоит отметить, что спамность документа определяется как автоматическим методом, так и в редких случаях ручным.
Еще двумя наиболее эффективными способами борьбы с поисковым спамом являются антиспам контента и ссылочный антиспам. В первом случае используется статистический анализ веб-документа. Анализ охватывает все текстовые показатели: среднюю длину текста и слов, их частоту, полезность статьи, наличие «воды» и других основополагающих критериев качества контента. Для второго случая существует несколько алгоритмов, разработанных для идентификации ссылочного поискового спама: Anti-TrustRank, SpamRank и другие.