Буллинг в школе: как научить ребенка быть уверенным в себе и не поддаваться издевательствам

Буллинг в школе: как научить ребенка быть уверенным в себе и не поддаваться издевательствам Буллинг в школе: как научить ребенка быть уверенным в себе и не поддаваться издевательствам

«Мам, я не хочу идти в школу. Это несправедливо. Надежда Петровна говорит детям, чтобы они перестали дразнить меня, но они все равно это делают, когда она не видит. Я стараюсь игнорировать их, как ты мне и сказала, но они дразнят меня еще больше».

Сердце разрывается при таких словах. Какое чувство отчаяния и безнадежности охватывает нас порой, когда мы видим, что наших детей дразнят в школе. Зачастую боль сопровождается негодованием.

Мы начинаем думать так: «Почему учителя не могут защитить моего ребенка? Разве они не понимают, что мы полностью доверяем им детей?»

Печальная правда заключается в том, что чем больше учитель защищает ребенка, тем более агрессивными и жестокими становятся другие дети по отношению к этому ребенку. Учитель, который просит или приказывает другим прекратить недопустимое поведение по отношению к «особенному» ребенку, по сути, выделяет его из толпы, тем самым обрекая малыша на еще больший поток насмешек и издевательств.

Когда дело касается издевательств, единственный человек, который может защитить Вашего ребенка, — это он сам. В детях есть что-то похожее на встроенный радар, который нацеливается на определенных ребят. И в своих издевательствах школьники могут быть чрезвычайно жестоки.

Смотреть на это — нет сил. Но хорошие новости заключаются в том, что мы можем помочь нашим детям стать «пуленепробиваемыми».

Вы замечали когда-нибудь, что некоторые дети никогда не подвергаются насмешкам и издевательствам, в то время как другие становятся их постоянным объектом? У такого поведения есть свои причины.

Дети, которых никогда не дразнят, никогда не беспокоятся об этом. Они даже представить себе не могут, как это может случиться с ними. Вокруг них светится аура со словами: «Я могу постоять за себя».

Дети, которые становятся объектом насмешек, постоянно боятся этого. Они посылают другим невербальные сигналы, которые говорят:

«Я не уверен в себе, и я боюсь, что меня будут дразнить».

Другие дети непостижимым образом улавливают эти сигналы. Они нацеливают на таких ребятишек свои радары, даже не осознавая того, что они причиняют боль другому человеку. В игру вступают две подсознательные цели. Первая выглядит так:

«Я покажу другим, что я лучше и круче этого ребенка». Вторая заключается в следующем: «Этот парень — слабак. Покажу-ка я ему, что ему нужно стать посмелее».

Помните, что все это происходит неосознанно. Просто это случается, потому что такова человеческая природа.

Чтобы помочь ребенку справиться с давлением, необходимо научить его «стоять» за себя. Как только ребенок поймет, что он может дать отпор, его невербальные сигналы, посылаемые другим людям, изменятся. Другие дети почувствуют это и станут искать себе других жертв.

Валерий Иванович, чудесный учитель начальных классов, учил этому искусству всех своих учеников. Он говорил своим детям:

«Ребята! Причина, по которой дети дразнят других детей, заключается в том, что они хотят выглядеть на их фоне круче, лучше. Вы можете отучить их от подобного поведения. Но прежде чем сделать это, давайте научимся „выглядеть хладнокровно“».

Учитель показывал, как нужно стоять, положив руки в карманы, раскачиваясь на каблуках, с довольной ухмылкой на лице.

Весь класс раз за разом учился нацеплять на себя такую «маску». Периодически он восклицал: «А теперь давайте потренируемся выглядеть хладнокровно». И весь класс вскакивал и строил невозмутимую физиономию.

Как только дети осваивали это мастерство, Валерий Иванович говорил им:

«Когда вас дразнят, надевайте на себя эту маску. Старайтесь сохранить это выражение лица, в то время как Вас дразнят. Если Вы почувствуете, что больше не справляетесь, применяйте следующее оружие». И он заставлял их разучивать фразу, которая отбивает охоту издеваться: «Спасибо, что поделился со мной».

Периодически Валерий Иванович просил детей вспомнить эту фразу — в момент, когда дети совсем не ждали этого. И дети учились произносить ее с невозмутимым выражением лица.

Следующий шаг, которым детям предстояло освоить, состоял в следующем. Ребенок, которого дразнят, должен был повернуться спиной к дразнящему, не дослушивая до конца то, что тот имеет ему сказать, и уйти, не оборачиваясь. Все это ребята постоянно повторяли. Иногда они учились этому даже на переменах.

После того как урок был прочно усвоен, Валерий Иванович спрашивал детей, которые подходили к нему и говорили, что их дразнят:

«Ты спустил им это с рук или ты применил на практике свое умение?»

Если ребенок говорил, что он не смог сделать так, то учитель отвечал:

«Очень жаль, что ты позволил ему обидеть тебя. В следующий раз ты позволишь ему обращаться с тобой по-хамски или все-таки применишь на практике свое умение? Это твой выбор. Но мне больше не жалуйся».

Add a comment Add a comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *