10 автомобилей, опередивших свое время — от газотурбинного Rover до электрического BMW i3

10 автомобилей, опередивших свое время — от газотурбинного Rover до электрического BMW i3 10 автомобилей, опередивших свое время — от газотурбинного Rover до электрического BMW i3

Автомобильная история полна неожиданных поворотов и революционных технологий. Некоторые машины появлялись на рынке, когда никто не был готов к их смелым идеям и техническим решениям. Порой требовались десятилетия, чтобы концепции, впервые воплощённые в этих авто, стали массовыми.

Многие инженерные решения, кажущиеся ультрасовременными сегодня, на самом деле были придуманы и реализованы задолго до их широкого признания. Удивительно, но нередко самые прорывные автомобили оказывались коммерчески неуспешными — просто потому, что появлялись не вовремя. Давайте посмотрим на них свежим взглядом.

Citroën DS (1955)

В середине 50-х, когда большинство автомобилей были простыми механическими устройствами, на Парижском автосалоне грянул гром. Публика увидела Citroën DS — машину из будущего с гидропневматической подвеской, полуавтоматической коробкой передач и обтекаемым кузовом, напоминающим космический корабль.

DS мог менять дорожный просвет, автоматически выравнивался при загрузке и имел усилитель руля с переменным усилием — функции, которые массово появились в премиальных авто только через 30-40 лет! В первый день презентации было оформлено 12 тысяч заказов. Невероятно, правда?

Гидропневматическая подвеска работала так эффективно, что DS мог ехать на трёх колёсах, если одно пробито. Эта технология оказалась настолько передовой, что Rolls-Royce даже купил лицензию для использования в своих моделях. Когда смотришь на DS сейчас, удивляешься — неужели эта космическая штука действительно рассекала по дорогам в те времена, когда большинство авто напоминали металлические коробки на колёсах?

NSU Ro 80 (1967)

Этот немецкий седан выглядел так современно, что даже сейчас его дизайн не кажется устаревшим. Плоский капот, большие стеклянные поверхности, аэродинамический кузов — машины так стали выглядеть массово только в 80-х годах. Но главная революция скрывалась под капотом.

NSU Ro 80 оснащался роторным двигателем Ванкеля — компактным, лёгким и мощным для своего размера. К нему прилагалась полуавтоматическая трансмиссия с вакуумным приводом сцепления. В те времена, когда большинство машин гремели тяжёлыми поршневыми моторами и требовали физической силы для управления, Ro 80 ехал плавно и тихо, словно электромобиль.

К сожалению, первые версии роторного двигателя оказались недостаточно надёжными. Многие владельцы столкнулись с серьёзными проблемами, требовавшими капитального ремонта уже после 30-40 тысяч километров. Это подорвало репутацию модели и стало одной из причин банкротства NSU. А жаль — ведь по уровню комфорта, управляемости и дизайна Ro 80 опередил своё время минимум на 15 лет.

Tucker 48 (1948)

Представьте: 1948 год, послевоенная Америка, и вдруг появляется автомобиль с центральной фарой, которая поворачивается вслед за рулём, с зоной деформации для защиты пассажиров при столкновении, с дисковыми тормозами и задним расположением двигателя. Именно таким был Tucker 48, созданный предпринимателем Престоном Такером.

Машина имела революционные решения в области безопасности: салон без острых выступов, ветровое стекло, которое при аварии выдавливалось наружу, предохраняя пассажиров от осколков. Даже современные автомобили не всегда могут похвастаться таким комплексным подходом к защите водителя и пассажиров!

К сожалению, история Tucker 48 оказалась трагичной. Было построено всего 51 экземпляр, прежде чем компания обанкротилась на фоне обвинений в мошенничестве (позже суд признал Такера невиновным). Многие считают, что это была целенаправленная кампания со стороны крупных автопроизводителей, испугавшихся революционного автомобиля. Сегодня сохранившиеся Tucker 48 — одни из самых дорогих коллекционных автомобилей, стоимостью в миллионы долларов.

Mercedes-Benz 300SL (1954)

Этот спортивный автомобиль, известный своими «крыльями чайки» — дверями, открывающимися вверх — стал настоящей сенсацией. Но главное его достижение скрывалось под капотом: 300SL был первым серийным автомобилем с непосредственным впрыском топлива.

Эта технология, используемая сегодня практически во всех бензиновых двигателях, позволила «трёхсотому» развивать невероятную для тех времён мощность — 215 л.с. Максимальная скорость достигала 260 км/ч, что делало его самым быстрым серийным автомобилем своего времени.

Mercedes-Benz 300SL был построен на трубчатой раме, как гоночные автомобили, что обеспечивало высокую жёсткость при малом весе. Из-за особенностей рамы обычные двери использовать было невозможно — так и родились знаменитые «крылья чайки», ставшие впоследствии иконой автомобильного дизайна. Спустя почти 70 лет эта модель остаётся одной из самых узнаваемых и желанных для коллекционеров.

General Motors EV1 (1996)

Первый массово производимый электромобиль современности появился задолго до Tesla. GM EV1 опередил своё время минимум на десятилетие, предлагая запас хода до 160 км, аэродинамический кузов с коэффициентом сопротивления всего 0,19 (до сих пор один из лучших показателей среди серийных авто) и полностью электрическую трансмиссию.

EV1 не продавался, а только сдавался в лизинг избранным клиентам. Несмотря на восторженные отзывы пользователей, программа была внезапно свёрнута в 2003 году, все автомобили отозваны и, за редким исключением, уничтожены, несмотря на протесты владельцев, некоторые из которых даже предлагали выкупить свои машины.

Ходили слухи, что GM поддался давлению нефтяных компаний, но официальная причина была в высокой стоимости батарей и недостаточной прибыльности проекта. Как бы то ни было, EV1 доказал жизнеспособность концепции электромобиля задолго до того, как она стала мейнстримом. Интересно, как сложилась бы история автомобилестроения, если бы GM продолжил развивать эту технологию?

Audi A2 (1999)

В конце 90-х, когда об экономии топлива задумывались немногие, Audi создала компактный хэтчбек с алюминиевым кузовом, аэродинамической формой и экономичными двигателями. A2 потреблял менее 3 литров дизеля на 100 км — показатель, которым не могут похвастаться многие современные гибриды!

Алюминиевая конструкция делала автомобиль лёгким (всего около тонны), но значительно удорожала производство. Футуристический дизайн и премиальная цена оказались непривычными для сегмента компактных авто. Модель не стала коммерчески успешной и была снята с производства в 2005 году.

Сегодня, когда экологичность и экономичность стали главными трендами, концепция A2 выглядит невероятно актуальной. Современные автопроизводители только приходят к идеям, которые Audi реализовала более 20 лет назад. Эх, опередила своё время, не иначе!

Rover-BRM Turbine (1963)

Представьте автомобиль без поршневого двигателя, коробки передач и сцепления, разгоняющийся почти бесшумно и способный работать на любом горючем — от бензина до растительного масла. Именно таким был экспериментальный Rover-BRM с газотурбинным двигателем, разработанный британскими инженерами.

Автомобиль не только участвовал в легендарной гонке 24 часа Ле-Мана, но и финишировал, показав надёжность турбинной технологии. Главным преимуществом газовой турбины была плавность хода — машина разгонялась без рывков, характерных для поршневых двигателей с механическими трансмиссиями.

Однако высокий расход топлива, проблемы с теплоотводом и значительная задержка между нажатием на педаль газа и откликом двигателя не позволили технологии выйти в серию. Только сейчас, с появлением гибридных установок, где газовая турбина работает как генератор, эта идея начинает возрождаться. Кто знает, может, будущее автомобилестроения всё-таки за турбинами?

Chrysler Airflow (1934)

В эпоху, когда автомобили напоминали движущиеся коробки с вертикальными лобовыми стёклами, Chrysler представил обтекаемый Airflow — первый американский серийный автомобиль, разработанный с учётом аэродинамики. Инженеры даже проводили испытания в примитивной аэродинамической трубе!

Помимо революционного дизайна, Airflow имел монококовую конструкцию кузова (вместо традиционной рамы), размещение пассажиров между осями для улучшения комфорта и лучшее распределение веса. По сути, это был прообраз современного автомобиля.

Увы, публика не оценила новаторство — консервативным покупателям дизайн показался слишком радикальным. Продажи оказались провальными, и компания вернулась к традиционному стилю. Лишь через десятилетия принципы, заложенные в Airflow, стали отраслевым стандартом. Вот и верь после этого в прогресс! Иногда самые передовые идеи приходится ждать годами.

BMW i3 (2013)

Когда в 2013 году появился BMW i3, многие крутили пальцем у виска: электромобиль с кузовом из углепластика, задним приводом и дверями, открывающимися против хода движения? Слишком радикально даже для BMW! Но время показало, что баварцы были на правильном пути.

i3 строился по принципу «устойчивого развития» — с использованием возобновляемых материалов, минимизацией затрат энергии на производство и возможностью последующей переработки. Салон частично изготавливался из переработанного пластика и натуральных волокон — задолго до того, как экологичность стала маркетинговым трендом.

Что особенно интересно, опережающим время был даже подход к производству. Для i3 была создана специальная «зелёная» фабрика, работающая на возобновляемой энергии. Сейчас, когда углеродный след стал важнейшим показателем, все автопроизводители пытаются повторить то, что BMW сделала почти десять лет назад.

Tatра T87 (1936)

Чехословацкая Tatra создавала автомобили, опережавшие своё время на десятилетия. T87 с её каплевидным кузовом, центральным «плавником» для стабилизации и расположенным сзади V8 с воздушным охлаждением была настолько революционной, что послужила вдохновением для создания Volkswagen Beetle.

Аэродинамические характеристики T87 позволяли ей развивать скорость до 160 км/ч при мощности двигателя всего 85 л.с. — невероятный показатель для 30-х годов. Говорят, что во время войны немецкие офицеры так часто разбивались на этих быстрых и необычных в управлении машинах, что военное командование даже запретило им садиться за руль Tatra.

Интересно, что многие решения, применённые в T87, до сих пор используются в автомобилестроении. А концепция заднемоторного автомобиля премиум-класса нашла продолжение в Porsche 911. Вот так — от чешской Tatra до немецкого спорткара.

Взгляд в прошлое, устремлённый в будущее

История автомобилестроения учит нас, что самые смелые идеи часто опережают своё время. Многие концепции, отвергнутые как непрактичные или странные, спустя десятилетия становятся стандартом индустрии. Тот же электропривод, над которым смеялись в начале 2000-х, сегодня считается будущим автомобилестроения.

Рассматривая эти удивительные машины, понимаешь — прогресс движется не по прямой линии. Иногда блестящие разработки забываются на десятилетия, чтобы потом возродиться в новом обличье. А смелые инженеры и дизайнеры, готовые рискнуть и выйти за рамки привычного, остаются главной движущей силой автомобильной эволюции. Интересно, какие из современных концептов, кажущихся фантастическими сегодня, станут обыденностью завтра?

Add a comment Add a comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *